24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
В большинстве фильмов используются и взаимодействуют все звуковые компоненты - речь, музыка, шумы, а также такое особое звуковое явление, как тишина.
Существуют 4 основных приема звуко-зрительного монтажа:
- монтаж изображения с шумами;
- монтаж изображения с музыкой;
- монтаж изображения с речью;
- монтаж изображения с речью, шумами и музыкой.
Распространенным принципом монтажа является монтаж «с захлестом», при этом возможная шероховатость монтажного перехода смягчается. Как известно, изменение одного изображения другим создает акцентированный удар в восприятии. То же самое происходит и при изменении звука. Когда изменение изображения совпадает с изменением звука, ритмический акцент значительно усиливается. Особенно это ощущается при так называемом «коротком монтаже». Небольшой сдвиг вперед-назад стыков изображения и звука дает возможность сделать переход незаметным и комфортным. Использование звуковых захлестов создает новую ритмическую структуру смонтированного фильма - более сложную, чем при «совпадающем монтаже».
Звуко-зрительный монтаж с захлестом имеет следующие разновидности:
Прямой захлест. Звук (например, говорящего человека) накладывается на изображение следующего кадра.
Обратный захлест. На изображение накладывается реплика персонажа, который появится на экране чуть позднее. Такой стык создает определенный эффект неожиданности.
Сквозной захлест. Фонограмма не прерывается, а в изображении чередуются несколько раз кадры говорящего и слушателя.
Захлест со сцены с синхронным голосом на изображение другой сцены, не связанной с предыдущей (в которой уже нет говорящего).
Наложение диалога на кадры, которые видят герои фильма, или о чем рассказывают. Наибольшее значение, безусловно, тут имеет слово. Поэтому исключительное внимание в кино и телевидении уделяется монтажу изображения с речью.
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.