logo
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».

В большинстве фильмов используются и взаимодействуют все звуковые компоненты - речь, музыка, шумы, а также такое особое звуковое явление, как тишина.

Существуют 4 основных приема звуко-зрительного монтажа:

- монтаж изображения с шумами;

- монтаж изображения с музыкой;

- монтаж изображения с речью;

- монтаж изображения с речью, шумами и музыкой.

Распространенным принципом монтажа является монтаж «с захлестом», при этом возможная шероховатость монтажного перехода смягчается. Как известно, изменение одного изображения другим создает акцентированный удар в восприятии. То же самое происходит и при изменении звука. Когда изменение изображения совпадает с изменением звука, ритмический акцент значительно усиливается. Особенно это ощущается при так называемом «коротком монтаже». Небольшой сдвиг вперед-назад стыков изображения и звука дает возможность сделать переход незаметным и комфортным. Использование звуковых захлестов создает новую ритмическую структуру смонтированного фильма - более сложную, чем при «совпадающем монтаже».

Звуко-зрительный монтаж с захлестом имеет следующие разновидности:

Прямой захлест. Звук (например, говорящего человека) накладывается на изображение следующего кадра.

Обратный захлест. На изображение накладывается реплика персонажа, который появится на экране чуть позднее. Такой стык создает определенный эффект неожиданности.

Сквозной захлест. Фонограмма не прерывается, а в изображении чередуются несколько раз кадры говорящего и слушателя.

Захлест со сцены с синхронным голосом на изображение другой сцены, не связанной с предыдущей (в которой уже нет говорящего).

Наложение диалога на кадры, которые видят герои фильма, или о чем рассказывают. Наибольшее значение, безусловно, тут имеет слово. Поэтому исключительное внимание в кино и телевидении уделяется монтажу изображения с речью.