6. Образность звуков в искусстве кино.
Мастерство звукорежиссера фильма заключается в:
а) способности использовать звук в качестве средства создания художественных образов,
б) умении мастерски выполнять операцию записи,
в) способности найти эффективный технический метод записи и обработки звука.
Как и все компоненты, из которых формируется фильм, звук подвержен художественному отбору и организации, то есть звуковой ряд может и должен поддаваться критическому анализу. Основные функции звука в фильме – иллюстративная (непосредственная привязка звука к изображению: “проехала машина – зашуршали шины”) и ассоциативная, определенным образом “расширяющая” кадр и вызывающая у зрителя особые ассоциации. Пример: кадр изображает загородный дом, слышится звук шуршащих шин. Герои, находящиеся в комнате дома, поворачивают головы к входной двери: им ясно, что кто-то сейчас зайдет в комнату.
В сочетании с видеорядом звук формирует образную фактуру фильма; любой звук может создавать художественные образы. Пример образности звука: в фильме “Мертвый сезон” оригинальная музыкальная фактура поручена клавесину. Картины холодного, дождливого и неприветливого европейского города, по которому мечется разведчик дополняются звучанием клавесина. Также в этом фильме оригинально использованы шумы. (Известно, что звуковой фактуре фильма все, что не является человеческой речью и музыкой, принято называть шумами). Видеоряд слежки за разведчиком сопровождается стоп-кадрами и громким звуком щелчка затвора фотоаппарата, который звучит как выстрел, как приговор разведчику. После ареста, когда его везут в машине, допрашивают и все кружится, как в калейдоскопе, звучит хаос тревожных звуков (так называемая «шумомузыка»), подчеркивающих груз будущих испытаний. Именно звук, а не изображение в этих сценах несет главную эмоциональную нагрузку. Звук передает драматизм ситуации на экране. Исключите в этом месте звук – и исчезнет трагедийная сущность эпизода.
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.