logo
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

6. Образность звуков в искусстве кино.

Мастерство звукорежиссера фильма заключается в:

а) способности использовать звук в качестве средства создания художественных образов,

б) умении мастерски выполнять операцию записи,

в) способности найти эффективный технический метод записи и обработки звука.

Как и все компоненты, из которых формируется фильм, звук подвержен художественному отбору и организации, то есть звуковой ряд может и должен поддаваться критическому анализу. Основные функции звука в фильме – иллюстративная (непосредственная привязка звука к изображению: “проехала машина – зашуршали шины”) и ассоциативная, определенным образом “расширяющая” кадр и вызывающая у зрителя особые ассоциации. Пример: кадр изображает загородный дом, слышится звук шуршащих шин. Герои, находящиеся в комнате дома, поворачивают головы к входной двери: им ясно, что кто-то сейчас зайдет в комнату.

В сочетании с видеорядом звук формирует образную фактуру фильма; любой звук может создавать художественные образы. Пример образности звука: в фильме “Мертвый сезон” оригинальная музыкальная фактура поручена клавесину. Картины холодного, дождливого и неприветливого европейского города, по которому мечется разведчик дополняются звучанием клавесина. Также в этом фильме оригинально использованы шумы. (Известно, что звуковой фактуре фильма все, что не является человеческой речью и музыкой, принято называть шумами). Видеоряд слежки за разведчиком сопровождается стоп-кадрами и громким звуком щелчка затвора фотоаппарата, который звучит как выстрел, как приговор разведчику. После ареста, когда его везут в машине, допрашивают и все кружится, как в калейдоскопе, звучит хаос тревожных звуков (так называемая «шумомузыка»), подчеркивающих груз будущих испытаний. Именно звук, а не изображение в этих сценах несет главную эмоциональную нагрузку. Звук передает драматизм ситуации на экране. Исключите в этом месте звук – и исчезнет трагедийная сущность эпизода.