logo
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

3. Развитие кино в Украине.

Первые украинские киносъемки были осуществлены известным харьковским фотографом А.Федецким в 1896 г., а первые публичные сеансы он устроил в декабре того же года в помещении харьковского Оперного театра. Но Федецкий не выдержал конкуренции с зарубежными кинофирмами - французскими «Пате» и «Гомон», активно работавшими в царской России. Увы, недолгой была деятельность энтузиаста Федецкого, но его по праву следует считать зачинателем украинского кинематографа. Только с 1907 года в Украине начинается собственное регулярное кинопроизводство в Харькове, Одессе, Киеве. Сначала это были хроникально-документальные фильмы. Распространяется|ширится| сеть кинотеатров, с 1909г. налаживается выпуск игровых фильмов с использованием| национальной тематики. Значительное место занимают комичные ленты, водевили. Появились так называемые "говорящие| фильмы" - их озвучивали актеры за экраном. Украинское кино начали рассматривать как самостоятельное национальное образование.

В 10-х годах 20 ст. в Украине возникло "говорящее| кино". Здесь|тут| речь|речь| использовалась в своем естественном|природном| виде: актер-декламатор за экраном во время киносеанса синхронно озвучивал, как правило, несколько ролей. Сначала такое кино имело немалый успех. Зритель интуитивно чувствовал, что экран должен быть «говорящим», но таких фильмов в прокате было мало. В то же время появилась мода на шумовое сопровождение фильмов. Появились разные|различные| приспособления для воссоздания|воспроизводства,воспроизведения| разых шумов и даже "универсальные звуковые машины", способные имитировать гром, взрывы, выстрелы, звон колоколов|колокол|, и тому подобное. Но воспроизвести|воссоздать| все шумы, связанные|повязанные| с изображением было невозможно, к тому же возникал диссонанс между тем, что речь|речи| слышна слабо, а окружающие ее шумы доминируют.

Первые украинские звуковые игровые фильмы вышли в 1932 году в Киеве на студии "Украинафильм". Это картины "Вместе с родителями|отцами|" (реж|. Л.Френкель, комп. Г.Таранов, звукооператор Г.Григорьев), "Возможно завтра" (реж|. Д.Дальский, Л.Снежинская), "Иван" (реж|. А.Довженко, композиторы Н.Белза, Ю.Мейтус, Б.Лятошинский, звукоопертор А.Бабий). В этих фильмах успешно началась разработка музыкальной драматургии. Начали разрешаться|решаться| сложные проблемы выразительного сочетания изображения и звука. В 30-е годы на украинских киностудиях сформировались кадры звукооператоров - О.Бабий, И.Григорьев, Р.Бисноватая, А.Демиденко. Этому способствовало|содействовало| то, что в 1930г. в Киеве был создан институт кинематографии, в котором|каком| были такие факультеты: сценарный, режиссерский, актерский, операторский и инженеров звукового кино.

4. Возникновение звукового фильма. «Заявка» С.Эйзенштейна, В.Пудовкина и Г.Александрова.

В 20-х годах радиовещание достигло высокого качества звукопередачи|, создав точные микрофоны, ламповые усилители и громкоговорители. На это время были разработаны фотоэлементы - идея записи звука на кинопленку и его воспроизведение в кинотеатрах стали вполне реальными. Дата, с|с| которой|какой| ведет начало звуковое кино -| сентябрь 1922г., когда была осуществленная сенсационная демонстрация в Берлине звукового фильма, снятого с синхронной записью звука фотографическим способом на кинопленке на аппарате "Триергон". Изобретателями его были немецкие инженеры Энгель, Массоле, Фохт, которые|какие| начали свою работу еще в 1918г. Успех "Триергона" дал толчок изобретателям разных|различных| стран, продемонстрировав, что звуковое кино перестало быть только мечтой. Известные электротехнические фирмы начали исследование для создания собственного звукотехнического| оборудования для записи звука и звуковой кинопроекционной аппаратуры. Но первый коммерческий звуковой фильм был выпущен в США, в Голливуде на студии "Уорнер Бразерс" в 1927г. Это - "Певец джаза|" с Эл Джонсоном в главной роли, хотя многие историки склоняются к мысли что первым звуковым фильмом был все же «Дон Жуан».

Многие из|с| выдающихся мастеров немого кино приход звука восприняли как катастрофу - Ч.Чаплин, Д.Грифит, Р.Клер. Действительно "головы, которые говорят" широкой волной заполнили экраны. Звук в тех фильмах назойливо присутствовал везде, где только можно – но он только иллюстрировал изображение.

Постепенно режиссеры кино научились различать образную и иллюстративную функции звука, и в первую очередь, речи. Практикой было доказано, что синхронное воспроизведение речи и говорящего человека не отрицает|оспаривает| образности. Большое|великого| значение этому придавал наш кинорежиссер А.Довженко. Он писал: "С началом в кино звуковой эры требования к|до| форме сценария резко изменились. Диалог занял в фильме доминирующее место: сегодня можно без преувеличения сказать, что при всех равных условиях качество современного фильма определяется литературной ценностью его диалога: выразительностью, образностью, богатством лексики и высокой культурой слова".

Первой программной публикацией, направленной не на отрицание|отрицание| звука, а на его творческое использование|употребление|, стала статья известных режиссеров С.Эйзенштейна, В.Пудовкина и Г.Александрова "Будущее звукового фильма. Заявка" (1928г.). В ней были сформулированы принципы синхронности и контрапункта. Процитируем основную мысль этой статьи: "Синхронный принцип сочетания звука и изображения лишь|только| углубляет (само) изображение, дополняет, часто дублирует его, но не двигает вперед действие, не срабатывает на образность. Контрапункт, напротив, развивает его, обогащает изображение, добавляет|прибавляет,додает| ему новые признаки." Постепенно кинорежиссеры начали рассматривать звукозрительное| строение|стройку| фильма, как определенную партитуру, где сочетаются|сочетают| его различные|различные| составные элементы. Появилось понятие «вертикального монтажа». Были выработаны творческие принципы сочетания звука с изображением - от «натуралистическо-информативного» к|до| «ассоциативно-образному».