19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
Наиболее простая, иллюстративная форма музыкального сопровождения заключается в точном повторении каждого изменения, каждого акцента изображения. Она использовалась и используется сейчас прежде всего для подчеркивания движения в кадре. Текучесть, временная изменяемость – это свойства, присущие кино-телезображенню в такой же мере, как и музыке. Движение это складывается из динамических, ритмических, мелодичных признаков. На их совпадении или несовпадении строится синхронный или асинхронный принципы объединения звука и изображения.
На синхронности построены фильмы Чарли Чаплина «Золотая лихорадка», «Огни большого города», к которым музыку Чаплин написал сам. Каждый элемент движения - походка Чарли, его движения возле конвейера, в акцентах совпадают с музыкальным решением. С наибольшей очевидностью ощущения синхронности возникает при совпадении ритмических структур. Роль ритма для изобразительных (особенно художественных) структур - исключительно важна. Само слово "ритм" означает течение упорядоченного движение, ему подчиняется вся сфера временных и пространственных отношений фильма и телепередачи.
Один из принципов объединения изображаемого с музыкой – это принцип многоплановости. Это случаи, когда определенный сюжетный, тематический мотив или мотивы, реализованные изображением, объединяются с самостоятельным мотивом в звуковой музыкальной сфере. Т.е. когда существуют две разные составляющие этих действий. Предположим, на спокойное изображение моря накладывается взволнованная пульсирующая музыка. При многоплановом принципе один пласт может играть главную роль, другой - второстепенную, они могут быть равнозначные, что-то может стать фоном, что-то доминирующим фактором. Вариантов - множество.
Иногда авторы выбирают такой принцип объединения музыки и изображения, как параллелизм. Основу этого принципа представляет общность темы, ради которой используются соответствующие музыка и изображение. Но отличие тут - в средствах его достижения. Еще одним конструктивным принципом монтажа является контраст. Противоположный характер изображения и музыки всегда создает особое напряжение. Значительное место в практике звуко-зрительного объединения занимает асинхронный принцип. Для внутрикадровой музыки он означает несовпадение в показе звука и его источника.
Для закадровой музыки принцип асинхронности перерастает в принцип контрапункта. Контрапункт – это отдельное представление двух разных сюжетных линий, тем, чувств, явлений. Контрапунктное объединение музыки и изображения имеет в виду сосуществование в них разных тем, которые связаны между собой общей сюжетной линией. От сугубо внешней иллюстрации - к более сложным задачам, от синхронности - к асинхронности и контрапункту - вот варианты конструктивных музыкально-зрительных соединений.
После сути рассказанного на экране («фабулы фильма») музыка занимает второе место, как интегрирующий и объединяющий фактор. Эта способность музыки активно используется в кино. Например, герой, напевая определенную мелодию, шагает по улице. Изменение места его пребывания зритель ощутит значительно в меньшей степени, чем тогда, если бы мелодии не было. В фильме С. Эйзенштейна "Иван Грозный", колокольный звон сопровождает завоевание Казани и продолжается на кадрах Москвы. В начале мелодика звонов символизирует победу, а после изменения места действия извещает о встрече царя. Опыт говорит, что изменение кадров не обязательно должно сопровождаться изменением музыки. И наоборот - изменение музыки должно быть обусловлено содержательным изменением в кадре.
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.