logo
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

30. Особенности киномузыки.

Киномузыка имеет свою историю, не все способы функционального сочетания музыки со зрительным рядом появились сразу с возникновением звукового кино. Кино должно было сначала осознать свои новые возможности и свои новые границы, оно должно было преодолеть свою связанность с театром и немым кино, кинорежиссеры должны были сначала понять специфику нового искусства. Это могло происходить только постепенно, но совершалось быстро. Многие методы использования музыки, возможность применения многих драматургических функций доходили до сознания композиторов и режиссеров тем скорее, чем больше они с ними экспериментировали, и постепенно выкристаллизовывались в определенные художественные формы киновысказывания. Прежде всего киномузыка приобрела разнообразные иллюстративные функции.

Связь кадра с иллюстративной музыкой носит диалектический характер: с одной стороны, кадр дает конкретное значение музыки, с другой - музыка вносит в кадр обобщенный образ.

Киномузыка должна быть прерывистой, эпизодической. Некоторые звуковые структуры могут чисто музыкальными средствами пробуждать в зрителе представление о том или ином реальном содержании. Эти представления, однако, неоднозначны, их содержание проявляется только в обобщенном виде, особенно когда речь идет о продолжительных по времени, воспринимаемых слухом явлениях (щебетании птиц, грохоте машин, шуме прибоя и т. д.). В киномузыке существуют особенно благоприятные условия для иллюстративности, ибо иллюстративности требуют и показываемые в кадрах явления и связанные с изображением звуковые явления, подвергаемые по мере надобности музыкальной стилизации. Основой сочетания иллюстративных музыкальных мотивов с их зрительными или звуковыми обозначениями служит момент движения. Статические явления реже становятся «обозначителями» иллюстративных структур, хотя, как мы увидим из дальнейшего изложения, и это может иметь место.

Кино - это та область, где иллюстративная музыка смогла выполнить важные эстетические задачи. Тем не менее, пристрастие к иллюстративным функциям киномузыки уже отошло в прошлое. В свое время оно играло важнейшую роль, причем руководящим принципом было синхронное сочетание изображения и звука. Роль иллюстративной музыки уменьшалась по мере того как асинхронная связь расширяла сферу действия киномузыки и открывала ей новые драматургические возможности: задачи дополнения и замены зрительного ряда; информации о явлениях, не показанных в кадре; комментирования ранее показанных явлений; выразительные функции и функции символа. Однако окончательно от иллюстративной киномузыки не отказались и ныне.

Иллюстративность составляет основу двух функций киномузыки: функции подчеркивания структурного качества зримо показанного в кадре движения и функции музыкального обобщения звуковых явлений, связанных с показанными в кадре предметами. Это две принципиально различные функции. Первая касается исключительно сферы движения в кадре, вторая - сферы изображаемых предметов и соотносительных с ними звуковых явлений. Первая имеет дело с очень краткими зрительными кусками и требует крайне эпизодических звуковых структур, тогда как вторая может повторяться и связывать различные кадры. Например, стилизация шагов человека часто может продолжаться довольно долгое время в связи с различными по содержанию сценами, в которых его «поступь» имеет значение. Между тем музыкальная стилизация пожара или молнии имеет смысл только тогда, когда эти явления показаны на экране. Музыкальная стилизация щебетания птиц вовсе не требует, чтобы птицы были показаны, достаточно, если на основании музыки у нас возникает представление об их щебетании, а тем самым и о птицах.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4