15. Тишина (пауза) в фильме.
Одна из важнейших звуковых фактур, применяемых в кино – это тишина (пауза).
Пауза – это далеко не пустота, это элемент звука. Пауза – очень образный и сложный в работе вид звука. Увы, драматическая сила тишины в кино используется достаточно редко. Пауза в фильме, возникшая не случайно, а определенно и преднамеренно, может нести в себе значительный смысловой акцент. Пример; в фильме “Тишина” героиня, чтобы остановить бег времени, дотрагивается рукой до маятника часов, останавливая его. Звук часов сменяет тишина: время остановилось.
«Мертвая» пауза не всегда равноценна тишине: считается, если кинематографическая тишина длится более 5-6 сек, то она должна быть разбавлена каким-либо звуком, иначе такая пауза кажется неуместной и невыносимо долгой. Пример: притаившийся в ночном лесу герой, вокруг полная тишина. Эту картину по истечение указанного интервала следет перемежить звуком негромко хрустнувшей ветки под его ногами, или тихо зашуршавшей листвой. Выбор звуков, “аккомпанирующих” тишине, зависит от сюжетной линии фильма. Это может быть все что угодно, подчеркивающее драматическую роль тишины, возникшей в данный момент, главное - уместность этих звуков (сверчки, вскрик ночной птицы, и так полюбившееся кинематографистам тиканье часов).
Пауза также может выполнять иллюстративную и ассоциативную функции. Пример ассоциативной паузы: на экране показываются боевые действия, взрыв снаряда возле окопа, крупный план перекошенного гримасой лица чудом выжившего главного героя, и…мгновенная тишина на фоне продолжающихся за спиной героя взрывов. Режиссер таким методом показывает, что герой контужен, потерял слух и для него исчез весь мир звуков.
К оригинальным находкам при “вклеивании” тишины могут привести только творческие поиски и фантазия звукорежиссера, с последующим сопоставлением с конкретным видеорядом, его смыслом и настроением действия. Настоящая тишина – большая редкость и драгоценность 21-го века, и ею не стоит пренебрегать в звуковом кино, а со смыслом использовать.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.