17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
Киномузыка имеет свою историю. Не все способы соединения музыки и изображения появились сразу после возникновением звукового кино. Кино должно было сначала осознать свои новые возможности и свои новые границы. Оно должно было преодолеть свою привязанность к театру и немому кино. Кинорежиссеры должны были сначала понять специфику нового искусства кино. Многие методы использования музыки, возможности ее драматургических функций доходили до сознания композиторов и режиссеров тем скорее, чем больше они с этим экспериментировали. Методы эти постепенно выкристаллизовывались в художественные формы «киновысказывания». Прежде всего, киномузыка приобрела разнообразные иллюстративные функции.
Киномузыка прежде всего прерывиста, эпизодическая, фрагментарноая. Некоторые звуковые структуры могут музыкальными средствами пробуждать в зрителе представление о том или ином реальном содержании. Эти представления неоднозначны - их содержание проявляется только в обобщенном виде. В особенности, когда речь идет о продолжительных по времени и воспринимаемых слухом явлениях (щебетании птиц, грохоте машин, шуме прибоя и т. д.). В киномузыке существуют особенно благоприятные условия для иллюстративности, ибо иллюстративности требуют и показываемые в кадрах явления и связанные с изображением звуковые явления, подвергаемые по мере надобности музыкальной стилизации. Основой сочетания иллюстративных музыкальных мотивов с тем, что они обозначают, служит момент движения.
Кино - это та область, где иллюстративная музыка смогла выполнить важные эстетические задачи. Тем не менее, пристрастие к иллюстративным функциям киномузыки уже отошло в прошлое. В свое время оно играло важнейшую роль, причем руководящим принципом было синхронное сочетание изображения и звука.
Иллюстративность составляет основу двух функций киномузыки: функции подчеркивания структурного качества показанного в кадре движения и функции музыкального обобщения звуковых явлений, связанных с показанными в кадре предметами. Это две принципиально различные функции. Первая касается исключительно сферы движения в кадре, вторая - сферы изображаемых предметов и отнесенным к ним звуковых явлений. Первая имеет дело с очень краткими зрительными фрагментами и требует крайне эпизодических звуковых структур, тогда как вторая может повторяться и связывать различные кадры. Окончательно от иллюстративной киномузыки не отказались и сегодня. Между тем, музыкальная стилизация пожара или молнии имеет смысл только тогда, когда эти явления показаны на экране. Музыкальная стилизация щебетания птиц вовсе не требует, чтобы птицы были показаны, достаточно, если на основании музыки у нас возникает представление об их щебетании, а тем самым и о птицах.
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.