logo search
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

17. Функция иллюстративности музыки в фильме.

Киномузыка имеет свою историю. Не все способы соединения музыки и изображения появились сразу после возникновением звукового кино. Кино должно было сначала осознать свои новые возможности и свои новые границы. Оно должно было преодолеть свою привязанность к театру и немому кино. Кинорежиссеры должны были сначала понять специфику нового искусства кино. Многие методы использования музыки, возможности ее драматургических функций доходили до сознания композиторов и режиссеров тем скорее, чем больше они с этим экспериментировали. Методы эти постепенно выкристаллизовывались в художественные формы «киновысказывания». Прежде всего, киномузыка приобрела разнообразные иллюстративные функции.

Киномузыка прежде всего прерывиста, эпизодическая, фрагментарноая. Некоторые звуковые структуры могут музыкальными средствами пробуждать в зрителе представление о том или ином реальном содержании. Эти представления неоднозначны - их содержание проявляется только в обобщенном виде. В особенности, когда речь идет о продолжительных по времени и воспринимаемых слухом явлениях (щебетании птиц, грохоте машин, шуме прибоя и т. д.). В киномузыке существуют особенно благоприятные условия для иллюстративности, ибо иллюстративности требуют и показываемые в кадрах явления и связанные с изображением звуковые явления, подвергаемые по мере надобности музыкальной стилизации. Основой сочетания иллюстративных музыкальных мотивов с тем, что они обозначают, служит момент движения.

Кино - это та область, где иллюстративная музыка смогла выполнить важные эстетические задачи. Тем не менее, пристрастие к иллюстративным функциям киномузыки уже отошло в прошлое. В свое время оно играло важнейшую роль, причем руководящим принципом было синхронное сочетание изображения и звука.

Иллюстративность составляет основу двух функций киномузыки: функции подчеркивания структурного качества показанного в кадре движения и функции музыкального обобщения звуковых явлений, связанных с показанными в кадре предметами. Это две принципиально различные функции. Первая касается исключительно сферы движения в кадре, вторая - сферы изображаемых предметов и отнесенным к ним звуковых явлений. Первая имеет дело с очень краткими зрительными фрагментами и требует крайне эпизодических звуковых структур, тогда как вторая может повторяться и связывать различные кадры. Окончательно от иллюстративной киномузыки не отказались и сегодня. Между тем, музыкальная стилизация пожара или молнии имеет смысл только тогда, когда эти явления показаны на экране. Музыкальная стилизация щебетания птиц вовсе не требует, чтобы птицы были показаны, достаточно, если на основании музыки у нас возникает представление об их щебетании, а тем самым и о птицах.