8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
Информационно – просветительская деятельность - это
Целенаправелнный процесс отбора, переработки и передачи информации;
Процесс, изучающий сущность, принципы и условия формирования информативной среды;
Процесс, выявляющий закономерности, содержание, формы и методы эффективной организации информативного взаимодействия
Ведущие ученые, занимающиеся проблемами информативного (постиндустриального) общества:
- Белл (амер.социолог)
- культуролог Тофлер
- Масуда
В России проблемой ИО занимались – ученый Ракитов, Моисеев, Воробьев и др.
Теория И.О. стала формироваться в 60-е гг. 20 в. До этого были доиндустриальные, индустриальные типы общества. А далее постиндустриальное - информативное. Становление И.О. вызвано развитием инф.технологий. 5 технологических революций:
- появление языка;
- появление письменности;
- книгопечатание;
- открытие электричества (появление радио, телефон, ТВ);
- появление компьютерной техники.
Каждая революция связана с увеличением объема и скорости передачи информации.
И.О. :
Уже наступило, о чем свидетельствует уровень развитой компьютерной, техн., космической связи, инф. технологий;
Еще не наступило, не сформировалось и инф. цивилизация долго не наступит.
Терминологический словарь по информатике и вычислит.технике: И.О – новая фаза историч.развития цивилизации, жизни и деятельности человека, которая связана с созданием, переработкой, использованием информации.
С 90-х гг. гуманистический подход к изучение И.О. Воробьев: И.О. – прежде всего люди, обогащенные знаниями и сознательно меняющие свободный образ жизни с помощью компьютера.
Признаки И.О.:
1. Широкое использование инф.технологий во всех областях дея-ти, т.е. автоматизация, переработка информации во всех сферах жизнедеятельности (труда, семьи, досуга);
2. Появление новых информационных профессий (имиджмейкер, вебдизайнер рекламист);
3. Увеличение объема информации, которым необходимо овладеть;
(50-егг. – объем инф-ции увелич. Кажд 1- лет; к 2010 г – удваивается каждые 2-4 мес)
4. Увеличение доступности информации;
(через рос.библиотеку м.сделать запрос и получить инф-ю любой библ-ки мира, не надо ехать в Америку, чтобы посетить библ-ку)
5. Повышение ответственности человека за принимаемое решение, при возрастании свободы действия;
6. Наиболее существенный признак связан с социальной структурой общества.
Структура И.О.:
Информатизация общества (новые технологии, создание искусств. Интеллекта, расширение научной практической деятельности на макро и микро уровень)
Перестройка социальный структур (технократическое мышление, подготовка высокопрофес.специалистов, проектная культура)
Все это в сумме образует – коллективный разум (интеллект) – природное явление – результат сложнейшего эволюц. процесса, который проходит стихийно, но по мере развития человечества шло непрерывное накопление знаний.
Коллективный разум – система соединения людей, информации, знаний, благодаря которым все становится доступным, общезначимым. (ООН, ЮНЕСКО)
В связи с 6 пунктом возникают проблемы:
- технического характера –проблема соотношения техники и культуры появилась не сейчас (Шпендлер, Бердяев – цивилизация убивает культуру, душу, духовность). Формирование инф.этики и инф.экологии – разумное использование инф.техники.
- проблемы этического хар-ра – связаны с самим человеком.
Основные задачи инф-просветительской деятельности вытекают из проблем:
Формирование гуманитарной культуры личности
(гуманит.культуры, эстетич., эколог., нравств-этич.)
Формирование информативной культуры личности ()
Развитие творческих способностей личности ()
Сохранение и возрождение народжной традиционной культуры
Компьютерная техника предоставляет любую информацию, позволяет общаться с человеком из др.страны, идет размывка гос. Границ, идет глобализация, открытое общество (Единая Европа), мир объединяется, но с др. стороны – процесс нац.самоидентификации. есть вероятное исчезновение этноса.
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.