26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
Объединения возникли, живут, испытывают кризисы – это развивающийся живой социальный механизм.
Этапы развития:
1. Стадия диффузной суммарной группы.
Развитие объединения возникает с диффузной группы. Объединение происходит на основе общих формальных признаков, при этом люди практически не знакомы.
Например: туристская группа – существует общая программа, интересы, сферы деятельности. Между людьми начинают складываться отношения, впечатления, межличностные связи.
2. В процессе своего развития возникают связи и группа становится группой-ассоциацией. Друг с другом познакомились, программа выполнена, вернулись, расстались, редко контактируют между собой. Группа прекратила свое существование.
Если группа развивается, то начинают работать социально-психологические закономерности:
а) включается механизм идентификации. Механизм лидерства. Соц-психол. закономерности:
Формирование внутригрупповых норм: без норм не может жить ни одна группа. Проба личности на принятие или непринятие групповых норм.
Групповые нормы обеспечивают предсказуемость поведения окружающих, можно предвидеть поведение личности, принадлежащей к данной группе, позволяют стандартно реагировать на ситуацию, не рискуя попасть в неприятность либо ее создать (фактор стабилизации отношений);
Групп нормы избавляют человека от тревоги и неопределенности.
При отсутствии общих правил поведения в группе или отсутствии их, человек не знает как себя вести, чтобы не навлечь осуждения.
Групп нормы позволяют эффективно осуществлять любой вид совместной деятельности.
Они создают индивидуальное лицо группы.
Чем больше существует группа – тем больше норм, чем больше норм, тем больше внутригрупповое давление на личность.
Санкции к тем, кто выполняет нормы: неясные намеки, прохладные отношения, открытое недовольство, требование соблюдения групповых правил, байкот, исключение из групповой деятельности.
б) Механизм формирования сплоченности группы:
Осознание себя группой.
Растет степень контактов, психолого-социальные взаимосвязи, общность ценностных ориентаций
Интеграция в группе растет (но в постоянной коммуникации человек не может держать более 7 человек).
Сплоченная группа
в) Механизм формирования социометрической структуры группы; метод социометрии открыл американский ученый Дж. Морено: в человеческой среде отношения представляются как взаимное притяжение и отталкивание людей. Например, с кем едут отдыхать? Лидер тот, с кем хотят отдыхать большинство., существует также категория тех, которых не уважают. Метод позволяет выявить силовые поля: лидеры и аутсайдеры.
г) Мех. референтации. Референтная группа – это группа, чьи идеалы, нормы, ценности ориентации не только принимаются индивидом во внимание при реализации соц. поведения, но и становятся мотивом деятельности личности.
Эталонная (референтная) группа может быть реальной, а может быть и воображаемой (герои книг, кинофильмов)
В общности неизбежно выделяются лидеры.
д) Мех. лидерства. Лидер придерживается ценностей и норм группы. Для лидера характерны сильный тип нервной системы и очень высокий уровень агрессивности.
е) Механизм идентификации, т.е. соотнесения себя с чем-то очень важным, значимым. эмоциональное приобщение личности к группе, с которой личность себя идентифицирует. Уровни идентификации:
Примитивная идентификация (находится на уровне телесной моторики – коллективы фанатов, хиппи и т.п. – демонстрационное поведение);
Аутсайдерская – непризнание, комплекс неполноценности (клубы толстяков, клубы гуливеров, сексуальные меньшинства и т.п.).
Парциальная - Смешение любви и ненависти к объекту подражания.
Индоктринальная – идентификация с лидером, носителем определенной идеи, сверхдоверие к лидеру, а остальное отрицается.
Проективная – с образом времени и отношением к нему (напр., ретрокультурные)
Формируется общность «мы», когда восприятие подразумевает «мы» и «они». От 1 до 3 лет работают эти механизмы в группе. Как только в объединении стало хорошо – это первый признак кризиса.
Признаки кризиса:
Кризис цели деятельности
Кризис отношений (соперничество, несходство ценностных ориентаций).
Чтобы выйти из кризиса необходимо:
Замена цели, как ее расширение или гиперболизация.
Поиск новых референтов – т.е. новые символы, образы, лица, которые дадут новые направления деятельности;
Конструирование фантомов и поиск оппозиций – найти врага, с которым можно бороться.
Изменение вида или формы совместной деятельности, рамена руководителя, реорганизация актива.
Когда кризис преодолен, есть пути развития:
1. Традиционный – объединение идет по спирали.
2. Экспансия вширь – расширяется сфера деятельности.
3. Экспансия вглубь - глубинное развитие.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.