18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
Существует много интерпретаций слова "досуг". Досугом называется деятельность, отношение, состояние ума. Множество подходов осложняют попытки понять что значит досуг.
Существует множество концепций, рассматривающих досуг в современном обществе. В то время как феномен досуга продолжает претерпевать изменения, крупнейшие теоретики разработали много определений и концепций, которые содержат целый ряд закономерностей.Определения досуга распадаются на 4 основных группы
Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души, в этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
Досуг как деятельность обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации. Многие профессионалы досуга употребляют здесь термин "восстановление".
Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой, или не связанной с ней. С этой точки зрения понятия "досуг" и "свободное время" становятся почти взаимозаменяемыми. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
Досуг с холистической точки зрения интегрирует три предыдущих, стирает грань между "работой" и "не-работой" и оценивает досуг в терминах, описывающих человеческое поведение. Досуг понимается не просто как деятельность, а включает также понятие времени, отношение к времени. Такой подход включает все возможные интерпретации досуга. Такой холистический подход связан с изучением всех аспектов личного опыта, а также с изучением разных типов личности. Холистический подход представляет профессионалу досуга более широкое представление о людях, для которых он работает. Кристогер Эджингтон, Дэвид Комптон, Кэрол Хэнсон указывают, что имея концепцию потребностей индивида, включающую все аспекты его жизни, профессионал способен лучше понять и удовлетворить эти потребности.
Макс Каплан считает, что досуг это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с более общими проблемами работы, семьи, политики.
По мнению Крауса, резкое различие между работой, учебой и досугом в последние годы стирается. Досуг, который когда-то в духе протестантской этики, рассматривался лишь как средство восстановления для последующей работы, учебы теперь понимается как наиболее ценный и влажный аспект существования человека, в то время как интерес к работе и ее значение снизились. Прежнее представление о досуге как о цели (классическое представление, согласно которому досуг это праздник жизни) или как о средстве для достижения цели (досуг как восстановление для последующей работы) сейчас сливаются в холистической концепции досуга.
Норман Миллер и Диана Робинсон в своем определении досуга полагают, что "свободное время становится досугом только тогда, когда человек сознательно проводит его в какой-то деятельности, имеющей определенную ценность и значение. Однако Краус считает, что если принять за основу положение о том, что только свободное время проводится в желательной и духовно-обогащающей личность деятельности, то возникает вопрос: существует ли универсальный критерий для определения того, что является желательным использованием свободного времени. Многие люди занимаются деятельностью, которую общество в целом считает вредной или антиобщественной, например, употребление наркотиков, преступления и др. Понятно, что определить, является ли деятельность желательной, весьма трудно, если опираться при этом на суждения тех, кто занимается этой деятельностью. Также трудно определить это, используя в качестве критерия правила, установленные обществом, очевидно, крайне трудно определить досуг через понятие свободного времени, проводимого в желательной и конструктивной деятельности. Возможно, вернее было бы сказать, что досуг выключает все свободное время и возможность выбора.
Обозначенные выше концепции проливают свет конкретности на проблему досуга, однако вопрос определения детского досуга остается. И несмотря на то, что в последние годы все чаще и увереннее стало выделяться понятие "детский досуг" (А.В.Мудрик, С.Д.Шмаков и др.), его определение, дающее пространственно-временные и качественные характеристики в сущности еще не дано. К тому же при этом почти не учитывается специфика образа жизни ребенка, подростка, юноши, их психология и физиология.
Плодотворное использование досуга человеком важная задача общества, ибо когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Причем, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы зависит наполненность всей его дальнейшей жизни, ведь детский возраст представляет собой сензитивный период формирования культурно-досугового потенциала.
Таким образом, проблема досуга общества существенным образом зависит от того, как она будет решена в среде детей, подростков и юношества.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.