13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
Региональная целевая комплексная программа – согласованная по времени и средствам совокупность эко., соц., научных, производственных и организац. мероприятий, направленных на достижение четко сформулированной цели эконом., науно-техн., общественного и культурного развития, осуществляемых под единым организационно-эконом.руководством.
Региональная СК программа – это комплекс мероприятий, взаимоувязанных по испольнителям, ресурсам, месту и времени, направленных на решение проблем культуры.
Причем в состав этого комплекса могут входить как научно-технические, так и произв., орган-ые, управленческие и соц.мероприятия. решающим признаком принадлежности программы к разряду ск является не характер мероприятий, а формулировка программной цели!
Сегодня особую актуальность приобретают вопросы планирования на уровне региона. В процессе проектирования необходимо учитывать различия в культуре, традициях, обычаях, свойственных разным нациям и народностям, населяющим тот или иной регион.
Важным моментом является координация усилий различных ведомств, производственных коллективов, учреждений, планирующих скмероприятия в пределах своей компетентности. На практике они оказываются теснее связанными с решениями соц.задач отрасли, нежели региона.
Опыт разработки комплексных ск программ в Атлайском крае (1989-1996) показывает, что решать проблемы необходимо в несколько этапов:
1. Диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.
Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования – необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.
Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.
Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы.
2. Нормативно-прогнозный - предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.
3. Концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.
а) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).
б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории.
4. Проектно-планирующий - переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Этот этап предполагает широкое привлечение всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики к процессу проектирования.
5. Исполнительско-внедренческий – создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями.
6. Контрольно-коррекционный - обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.
14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
Досуг в существенной степени ответственней в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; досуг нормирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретении полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг детерминирован внутренне и внешне;
- досуг детей выступает как своеобразная "зона ограниченного вмешательства взрослых";
- досуг способствует объективной самооценке детей;
- досуг формирует позитивную Я-концепцию;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг нормирует социально значимые потребности личности и нормы повеления в обществе;
- досуг есть активность контрастирующая с полным отдыхом;
реальный досуг нельзя отождествлять с мнимым досугом;
природе детского досуга чужда оппозиция "учебное время досуг (как часть внеучебного времени);
детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг ;
детский досуг широк в своем понимании. Функции досуга:
1. самореализационная функция - характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций по воспитанию детей, подростков и юношества.
Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст.
2. творческая функция - способствует развитию творческих способностей. Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. и т.п.
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах.
Такие формы досуга как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и др. благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
3. Функция коммуникативная - воспитание умений и навыков общения.
В сфере досуга дети, подростки и юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Досуг это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни и, таким образом, осуществляется мировоззренческая функция.
4. просветительская функция - Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знаний
Важным и рекреативным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.
Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших нормах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения.
14.2. Специфика коммуникативных nрoцeccoв в социально-культурной сфере.
Коммуникация (лат.) – делаю, связываю, общаюсь
Философское значение социальной коммуникации – обмен информацией между людьми посредством общего для них знаковой системы.
Особенности Соц.коммуникации (С.К.):
целесообразна и функциональна, т.е. всегда, когда мы вступаем в коммуникацию мы имеем цель;
появление новых каналов и средств передачи не означает отмирание или вытеснение старых, но стимулирует их модернизацию.
Структура коммуникативного процесса и его основные процессы:
Аристотель выделил 3 основных компонента: оратор-речь-аудитория – это классическая триада.
Модель Лассуэла была разработана в 30-е гг. включает в себя 5 компонентов: кто говорит, что говорит, по какому каналу, с каким эффектом, кому сообщает.
Модель разработанная в Стендфорском унв-те. ИСКП – и теория многоступенчатого потока информации.
И –источник И (создатель сообщения). Он д.всегда ориентироваться на получателя.
С – сообщение – И, к-ю передает источник получателю. Сообщения бывают закодированными в систему знаков и импульсов. Он д.владеть системой знаков и импульсов.
К – канал – средство, с помощью которого передается сообщение: устный канал (вербальный / невербальный), документальный, электронный канал.
П – получатель И.
Амер.ученый Клаппер установил, что И. от источника к получателю проходит через многочисленную систему различных обстоятельств причин – «факторы посредники». Это предрасположенность чел-ка к какой-либо чоц.группе; предрасположенность чел-ка к той или иной информации; межличностное распространение информации; влияние мнений лидеров на распространение И.
Этапы коммуникативного процесса:
Замысел текста информации
Сбор информации
Анализ И.
Составление и написание текста сообщения
Распространение текста и.
Знакомство с текстом
Осмысление текста
Использование текста
Обратная связь!!
Виды С.К.. В зависимости от участников комм.процесса выделяют след. виды коммуникаций:
Микросоц-я (межличностная) – контакт на псих.ровне
Мидисоциальная (групповая коммуникация)
Макросоциальная коммуникация (массовая)
В зависимости от использование каналов:
Неформальная ком-я (непосредственное общение)
Формальная ком-я (общение через посредника), которая берет на себя функции отбора, распространения и хранения и.
Блоки и., передаваемые по неформальным каналам: семейные нормы и традиции, фольклор, суеверия, бытовая и.
Специфика С.К.:
Коммуникация осуществляется в сфере свободного времени, на основе интереса Например, в деловой среде – только во время работы
Неформальный характер коммуникации в отличие от деловой
В коммуникации участвуют разновозрастные, професс и т.п. люди
Содержание ком-ции м.б.различной: эстетич., нравств.
Многообразие форм ком-ции (140 форм досуг.деят-ти)
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.