logo
Ответы на госы

23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)

Приоритет образовательно - развивающей функции СКД (ценности совр. об. – образование, профессионализм, общекультурной развитие).

Процесс формирования культуры начинается с рождения и продолжается всю жизнь во всех сферах бытия. Однако решающую роль в нем играет система непрерывного общего и профессионального образования.

Наряду со средней и высшей школой возник ряд иных каналов культурологического образования, но за ней сохраняется функция стержневого звена в сложной системе формирования личности как субъекта культуры (научная обоснованность воздействия школы, выверенное содержание учебной деятельности; педагогические кадры, владеющие методикой обучения). Но школа должна взаимодействовать с другими институтами формирования личности, которые включают человека в социальную практику. = Культурологическая модель образования!! Ведь освоение учащимися содержания общего образования – не самоцель, а лишь средство формирования интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной личности (культурологич. модель ориентирована именно на это).

Школа в союзе с системой дополнительного образования и различными формами СКД могут и должны дать обучающимся:

- знание закономерностей развития природы, общества и человека;

- владение технологиями информационно-познавательной, социальной и проф-трудовой деят.

- осмысленное представление о культуре и ее ценностях, об отношениях чел. к природе, окружающим, самому себе, о сути национ-х и общечел-х культурных традиций;

- реальную возможность, ориентируясь на принятую в Об. систему ценностей и норм, конструировать себя по законам красоты и принципам отеч. культуры.

Воспитание искусством неотъемлемая часть воспитания нравственного. Искусство помогает растущему человеку постичь мир, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует социализации индивида. В этой связи перед школой сегодня стоит важнейшая задача — привести художественное воспитание в соответствие с потребностями преобразующегося общества. С целью целостного "возделывания" ребенка необходимо достичь органического единства учебной и внеучебной работы посредством предоставления каждому учащемуся в свободное от учебы время возможности здесь же в стенах школы заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В средних школах введены специальные должности педагога-организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы).

Опытно-экспериментальная работа, осуществленная в ряде школ Санкт-Петербурга показала, что даже на уровне теперешнего кадрового обеспечения школы, то есть без дополнительного привлечения финансовых средств организация досуга может осуществляться по следующим направлениям:

1. Организация художественно-массовой работы.

2. Развитие прикладного искусства, художественного и технического творчества.

3. Развитие физкультуры и спорта.

4.Организация работы с родителями учащихся:

а) по пропаганде педагогических знаний;

б) по организации семейного досуга.

А если учесть все материальные средства и кадровый потенциал клубов по месту жительства, детских домов культуры и спортивных учреждений (в той части, в которой они занимаются организацией досуга детей, подростков и юношества за счет финансирования из госбюджета), то школа вполне в состоянии будет реализовать целевую комплексную программу организации досуга учащихся.

Программа, кроме организации целенаправленной и систематической массовой, кружковой и индивидуальной работы со школьниками, непременно должна содержать в себе ряд мер, нацеленных на обеспечение педагогики сотрудничества триумвирата: педагог ребенок-родители посредством организации в школе совместных субботних массовых театрализованных представлений для родителей и детей, организации дискуссионных клубов, спортивных игр и секций, самодеятельных объединений по интересам, обеспечением работы столярных и слесарных мастерских, консультационных пунктов по различным вопросам.

Закон РФ «Об образовании» - задачи: «обеспечить адекватный мировому уровень общей и проф. культуры Об.; интеграцию личности в систему мировой и нац. культуры».

Необходимо формировать культурную компетентность – совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления культурной жизни, адекватно являть социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в СКД.

Вовлечение школой или вузом чел. в мир культуры, в активную СКД, несовместимую с какими-либо социальными отклонениями (наркомания…, экстремистские группировки), формирует его нравстенно-эстетический и эколого-гражданский иммунитет.

Модель непрерывного образования, стержнем которого выступает идея содействия раскрытию сущностных сил человека, в наибольшей мере удовлетворяет концепции педагогической культурологии о принципиальной незавершимости образования.

Таким образом, в условиях нового информ. Об. миссия проф. образ. состоит в подготовке высококвалиф. спец-ов, способных адаптироваться в быстро изменяющемся мире, т.е. способных к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни адекватно динамике культуры; а основными тенденциями его развития являются:

= культурологизация, обусловливающая внедрение элементов знаний о К. и специфике ее проявления во все компоненты образования и включение в образ. стандарты перечня общекультурных качеств специалиста;

= гуманизация, централизующая личность обучаемого, развитие его индивид. способностей, ценностных ориентаций, общей К. как механизмов мотивации образования. Особое место в гуманизации системы образования занимает создание культурной среды обучающихся, когда они вовлекаются в культурно-просветительные и социально-творческие формы внеучебной деятельности, в процессе которой они постигают инф. из области истории и теории К.; посещают театры, музеи, филармонию; за ним. спортом, проявляют и утверждают себя в разл. областях соц. – культ. творчества;

= демократизация, ориентирующая на усиление гуманистических и социальных аспектов образ. процесса.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4