III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
единый сюжет
конфликт – в сценарии ДМ решается на уровне борьбы идей, образов жизни, преодоления препятствий.
единое образное решение
единый сценарный ход
Сюжет строится по закону композиционного решения:
Сюжет – совокупность каких-то явлений, событий, расположенных в определенной последовательности, раскрывающих тему в намеченном объеме и характеризующий основной конфликт.
Пролог (экспозиция) – вступительная часть сценария, ввод в тему. Э. д.перейти в завязке.
Завязка – момент возникновения основного конфликта
Основное действие – д.идти по нарастающей. От экспозиции через цепь эпизодов к кульминации и финалу.
Кульминация – момент наивысшего напряжения действия и обострение конфликта.
Развязка действия – момент разрешения К.
Финал – эмоционально – смысловое завершение произведения, художественное обобщение идейной сущности.
В основе любого досугового мероприятия лежит сценарий – литературная основа досуг. мероприятия, художественная программа педагогического взаимодействия, решающая конкретные педагогические задачи. Сценарий ДМ имеет два аспекта – художественный и психологический, которые программируют выстраивание материала по законам драматургии, но и воздействуют на участников, на их предполагаемую реакцию и поведение.
В основе любого сценария лежит сценарный ход – это комплекс предлагаемых обстоятельств (что, где, когда), формирующих историю или прием, посредством которых эпизоды, из которых складывается досуговое мероприятие, объединяются в единое целое.
Специфика клубной драматургии заключается в ее документальном характере (жизненный материал).
Особое положение художественно-массовой работы находящейся на стыке жизни и искусства, создает и сливает воедино 2 линии его организации – факты жизни и факты искусства:
Факты жизни – реальные факты и события, произошедшие в жизни, не относящиеся к сфере ис-ва, зафиксированные в документах, письмах, фотографиях, ориг. документах (архивы, кинохроника, видеозапись).
Факты искусства – все жанровое разнообразие произведений ис-ва, их фрагменты, поэтич., муз, хореограф. элементы.
Помочь в развитии действия д. сценарный ход, связывающий действие в его логическом развитии. С.х. был найден на этапе разработки замысла, когда у автора сформулирована проблема. С.х. – метод ведения рассказа.
Типичные С.х.:
1. Хроникально – исторический – история события, хроника
2. Персонифицированный С.х. – отвлеченные понятия представляют в человеческом образе (герой и виде памяти)
3. Использование таких форм обществен.жизни, как диспут, собрание, суд.
4. Через публицистические жанры (хроника событий, очерк, репортаж, интервью)
5. Построение игрового действия
6. Через трансформацию деталей (белый платок как символ мира)
7. Через событийный ряд сюжетной линии
8. Через столкновение положительного и отрицательного материала, персонажей.
Монтаж (фр. сборка, сцепление)– средство, помогающее выстроить сюжет. М. – авторское видение, мышление сценариста. М. необходим, чтобы соединить факты жизни и искусства. Монтаж под разными названиями существует во всех видах ис-ва, элементы монтажа присутствуют в построении картины, муз, лит. произведениях.
Существует 3 вида монтажа:
Последовательный – когда одно средство выразительности следует за другим, сохраняя единство места и времени.
Параллельный – это монтаж, когда стыкуются два ряда действия (в одно и тоже время, но в разных местах)
Звукозрительный – наибольшая сила воздействия; когда монтируются элементы звукоряда с элементами видеоряда по принципу контраста, неся с собой заряд некоторой иронии.
(видим одно, а фоном идет по контрасту (кадры - вырублены леса и т.п., а песня играет на контрасте – как прекрасен этот мир).
Выстраивая материал, необходимо помнить о едином конфликте.Составляющие К.:
коллизия – не получившие полного разрешения противоречия, которое явилось следствием конкретной ситуации;
перепетия – неожиданный перелом в ходе событий; контраст – сопоставление противоположных явлений;
интрига – сложное, противоречиво развивающееся сочетание событий.
Единственным средством воплощения сюжета является монтаж, в основе которого – конфликт столкновения составляющих элементов.
Характеристика выразительных средств
Чаще всего любое ДМ театрализованное, либо содержит элементы театрализации. Театрализованное мероприятие - мероприятие, в основе которого лежит единое образное решение, единый конфликт. Театрализация – прием или способ, в основе которого лежит использование выразительных средств присущих театру для создания яркого, оригинального художественного образа.
Выразительные средства – особый способ передачи понятий, эмоций, идей путем прямого воздействия на эмоц. сферу человека средствами худож.выразительности, которые имеют иносказательный характер.
1. Традиционные выразительные средства – присуще театрально-зрелищным видам ис-ва (театр, опера, балет), артист, декор-худ.оформление, реквизит, костюм, световое оформление, музыка, грим
2. Нетрадиционные выразительные средства – спортсмены, ветераны, политики и т.п.
В ДМ используются следующие выразит.средства:
- Сюжетный ход – комплекс предлагаемых обстоятельств (что, где, когда) формирующих историю или прием, по средством которых эпизоды, из которых складывается ДМ объединяются в единое целое. Сюжетный ход пронизывает все ДМ, задает условия игры, в которых развивается дейтсиве.
- Ролевая персонификация ведущих – наделение ведущих опред.хар-ром и характеристиками, т.е. превращение их в опред. персонаж.
- Сценография – специально созданное оформление, выражающее образ ДМ и отдельных фрагментов.
- Театральный костюм, грим
- Атмосфера театрального действа – для которого используется свет, музыка, шумы, создающие фон, на котором развивается дейтсивие
В ДМ музыка подразделяется на несколько типовых видов:
Увертюра - устанавливает первый контакт со зрителями, вводит в атмосферу, подготавливает эмоционально к восприятию представления. Это м.б. фрагменты эстрадные песни, оркестр., обряд муз.)
Муз.антракты (вступление к эпизоду) – «излагают» те события, к-е совершаются между эпизодами,
часто используются для технических моментов – чтобы переодеться артистам. Обеспечивает связь между эпизодами
Музыкальный финал (эпизода или всего представления) – подводят итог.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.