logo
Ответы на госы

1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.

Освещением данного вопроса занимались такие авторы, как Генкин Дм.Мих., Вершиковский Эльмир Викт., Аль, Чечетин, Шаров, Марков Олег.

В основе любого досугового мероприятия лежит сценарий – литературная основа досуг. мероприятия, художественная программа педагогического взаимодействия, решающая конкретные педагогические задачи. Сценарий ДМ имеет два аспекта – художественный и психологический, которые программируют выстраивание материала по законам драматургии, но и воздействуют на участников, на их предполагаемую реакцию и поведение.

В основе любого сценария лежит сценарный ход – это комплекс предлагаемых обстоятельств (что, где, когда), формирующих историю или прием, посредством которых эпизоды, из которых складывается досуговое мероприятие, объединяются в единое целое.

Специфика клубной драматургии заключается в ее документальном характере (жизненный материал).

Особое положение художественно-массовой работы находящейся на стыке жизни и искусства, создает и сливает воедино 2 линии его организации – факты жизни и факты искусства:

Прежде чем написать сценарий необходимо:

1 этап – формулировка идейно - тематического замысла

Тема – круг жизненного материала, положенного в основу сценария, но границы этого круга очерчивает его формулировка – о чем? Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею

Идея – активная мысль автора, направленная на внесение того или иного изменения в общественню жизнь, того, ради чего написано произведение.

(тема – Проблема прошеных собак в СПб. Идея – Вы в ответе за тех кого приручили!)

ДМ имеет педагогический аспект. Это решается через цели и задачи.

2. этап - изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. критерия аудитории

3 этап – написание театрализованного сценария, т.е. по законам драматургии:

Сюжет строится по закону композиционного решения:

Сюжет – совокупность каких-то явлений, событий, расположенных в определенной последовательности, раскрывающих тему в намеченном объеме и характеризующий основной конфликт.

Пролог (экспозиция) – вступительная часть сценария, ввод в тему. Э. д.перейти в завязке.

Завязка – момент возникновения основного конфликта

Основное действие – д.идти по нарастающей. От экспозиции через цепь эпизодов к кульминации и финалу.

Кульминация – момент наивысшего напряжения действия и обострение конфликта.

Развязка действия – момент разрешения К.

Финал – эмоционально – смысловое завершение произведения, художественное обобщение идейной сущности.

Помочь в развитии дейтсивя д. сценарный ход, связывающий действие в его логическом развитии. С.х. был найден на этапе разработки замысла, когда у автора сформулирована проблема. С.х. – метод ведения рассказа.

Типичные С.х.:

1. Хроникально – исторический – история события, хроника

2. Персонифицированный С.х. – отвлеченные понятия представляют в человеческом образе (герой и виде памяти)

3. Использование таких форм обществен.жизни, как диспут, собрание, суд.

4. Через публицистические жанры (хроника событий, очерк, репортаж, интервью)

5. Построение игрового действия

6. Через трансформацию деталей (белый платок как символ мира)

7. Через событийный ряд сюжетной линии

8. Через столкновение положительного и отрицательного материала, персонажей.

Монтаж (фр. сборка, сцепление)– средство, помогающее выстроить сюжет. М. – авторское видение, мышление сценариста. М. необходим, чтобы соединить факты жизни и искусства. Монтаж под разными названиями существует во всех видах ис-ва, элементы монтажа присутсвуют в построении картины, муз, лит. произведениях.

Существует 3 вида монтажа:

Последовательный – когда одно средство выразительности следует за другим, сохраняя единство места и времени.

Параллельный – это монтаж, когда стыкуются два ряда действия (в одно и тоже время, но в разных местах)

Звуко-зрительный – наибольшая сила воздействия; когда монтируются элементы звукоряда с элементами видеоряда по принципу контраста, неся с собой заряд некоторой иронии.

(видим одно, а фоном идет по контрасту (кадры - вырублены леса и т.п., а песня играет на контрасте – как прекрасен этот мир).

Выстраивая материал, необходимо помнить о едином конфликте.Составляющие К.:

коллизия – не получившие полного разрешения противоречия, которое явилось следствием конкретной ситуации;

перипетия – неожиданный перелом в ходе событий; контраст – сопоставление противоположных явлений;

интрига – сложное, противоречиво развивающееся сочетание событий. Единственным средством воплощения сюжета является монтаж, в основе которого – конфликт столкновения составляющих элементов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4