logo search
Istoria_Iskusstv1sem

16. Развитие монументальной скульптуры Древнего Египта.

В жизни Древнего государства скульптура занимала предельно важное место. Статуи и скульптурные композиции исполнялись строго согласно общепринятым канонам.

Раннее царство определило главные правила, которым нужно было следовать при создании скульптурных форм:

1. Симметрия и фронтальность.

2. Спокойствие поз. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Помещались такие статуи, конечно, в храмы и олицетворяли умерших, то есть их души. Прямоугольные блоки из камня были прекрасным материалом для изготовления таких скульптур. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Рано появляются и семейные группы.

3. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

4. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.

Каждый портрет фараона разнился своей неповторимостью. Чаще всего их изображали идущими, либо же величественно восседавшими на троне. Также можно лицезреть и скульптуры усопших правителей в образе бога Осириса. Самое главное, что облик властелина обязательно должен был заключать в себе портретное сходство с торжественной монументальностью. Здесь можно упомянуть статую великого Хефрена, которая была выполнена в XXVII в. до н. э.