logo
Istoria_Iskusstv1sem

65. Раннее возрождение 15 в. Общая характеристика. Основные произведения.

В эпоху Раннего Возрождения наибольший успех имела флорентийская школа. В этот период сознательно и целенаправленно изучаются античное искусство, античная философия и литература. Время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания. Искусство стало исполнять роль познания окружающего мира. Мечты гуманистов об «идеальном городе» легли в основу новых принципов градостроительства и архитектуры. Была творчески переосмыслена античная ордерная система, преобразованы достижения готики. Художники, систематически изучая натуру и античные образцы, обращаются к героическим образам античности, по-новому пишут религиозные сюжеты. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. Термин «возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к деятельности живописца Джотто. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Отвергая типичное для средневековья аскетическое презрение к миру, деятели Возрождения искали опоры в светской и жизнеутверждающей культуре классической древности. Изменяется социальный состав заказчиков (церковь->феодалы)

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Другим важным шагом стало появление нерелигиозного. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков. Сандро Боттичелли (Рождение Венеры, Весна, Благовещание); Пьеро делла Франческа (Бичевание Христа), Фра Беато Анджелико (коронование Марии, Благовещание)

В скульптуре (А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистически портретный бюст. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянское искусство XV века, отличается большой пестротой. В Италии эпохи раннего Возрождения развитие скульптуры опередило на некоторое время развитие других видов искусства. Скульптура начала доминировать на площадях городов и в первых образцах загородных вилл, в пышных садах, в благолепии фонтанов. Фонтаны со скульптурами приобрели такую популярность, что итальянские образцы были заимствованы в сады Англии, Франции, Чехии (Прага, фонтан в саду Королевского летнего дворца). Поэтический фонтан с небольшой скульптурой стал героем драматических спектаклей в театре. (Донателло (Статуя Св. Георгия (ренессансный идеал человека: чувство самосознания и уверенности в своих силах, свободная и спокойная поза (поза хиазм)), Давид, Геттамелата); Джованни да Болонья (Похищение сабиянок, Геракл и Несс))

Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунеллески (купол собора Сайта Мария дель фиоре, церковь Сан Лоренцо во Флоренции), Мазаччо (художник, он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.), Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытеснявшиеся Ренессансом.