47. Влияние исихазма на икону Византии и Др. Руси.
Иконопись появилась на Руси в 10 в. В самой Византии иконопись превратилась в каноническую систему изображений. Русь получила икону как одно из “оснований” новой религии. Символика храмов: 4 стены храма, объединенные одной главой - 4 стороны света под властью единой церкви; алтарь во всех церквах помещался на востоке: на востоке располагалась райская земля – Эдем (по Библии); на востоке произошло вознесение Христа (по Евангелию).
Исиха́зм - широкое явление в религиозной жизни России XIV—XVI вв., охватывающее все влияния и отражения перешедшего на Русь исихазма в духовной практике, монашеской и монастырской жизни, духовной культуре и даже государственном строительстве. Исихазм пропагандировал индивидуальное отшельничество, по своему принципу отличного от общежитного монашества. Кратко говоря — это практика умно-сердечной молитвы. Обратный процесс, вырастает постепенно в русское исихастское возрождение XIX—XX вв. Его основные вехи — создание и распространение русского «Добротолюбия». Для икон - красота и совершенство формы сочетаются с идеей преображения мира Божественным светом.Свет понимался символически как проявление Божественной силы, пронизывающей мир.Краски иконы как будто пронизаны внутренним свечением. Помимо этого свет изображен в виде ярких белильных штрихов, ложащихся на лик и руку. Так наглядно изобразительный приём передаёт учение о нетварных Божественных энергиях, пронизывающих весь мир.
Григорий Палама – систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма.
На Руси на исихазме основывалось творчество Дионисия, Феофана Грека, Андрея Рублёва.
Слово "Икона" употребляется для изображений, написанных на доске. Дерево было основным стройматериалом. Русские церкви были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске не суждено было стать в Др. Руси распространенным убранством храмов. В Др. Руси икона - классическая форма изобразительного искусства, как в Византии - мозаика. Иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастром), лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Доска, на которой писалась икона, покрывалась левкасом или загрунтованной тканью-паволокой, само изображение наносилось темперой (минеральными красками). Сверху изображение покрывалось слоем олифы. Она хорошо проявляет цвет и предохраняет икону от повреждений. Но олифа со временем темнеет, и за 70-100 лет она темнела настолько, что совсем скрывала живопись под ней. Со временем иконы стали не расчищаться,а "поновляться": поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений. Центральный образ всего древнерусского иск-ва образ Иисуса Христа. Спас Нерукотворный – образец для мастеров во все времена. Рядом с образами Спаса стоят образы Богоматери - Девы Марии. Кроме этих икон, существует еще несколько сюжетных групп. изображением различных праздников (Рождества, Сретения, Успения); иконы с изображе-ниями различных святых (апостолов Петра и Павла, Козьмы и Демьяна). Все эти иконы пишутся по определенным канонам - правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Теории происхождения искусства.
- 2. Классификация искусств.
- 3. Станковое и монументальное искусство.
- 4. Виды изобразительного искусства.
- 5. Скульптура как вид искусства.
- 6. Первобытное и традиционное искусство.
- 7. Жанры изобразительного искусства.
- 8.Синтез искусств.
- 9. Первобытное искусство. Периодизация и основные произведения
- 10. Наскальное искусство
- 11. Мегалитические сооружения.
- 12. Периодизация культуры Египта. Формирование характерных черт египетского стиля.
- 13. Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве.
- 15. Художественный синтез в искусстве древнего Египта.
- 16. Развитие монументальной скульптуры Древнего Египта.
- 17. Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства.
- 18. Искусство времени Ахетатона (небосклон/горизонт Атона)
- 19. Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения.
- 21. Кносский дворец
- 22. Архаическое искусство. Создание ордерной системы.
- 23. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись.
- 24. Греческая скульптура классического периода.
- 25. Искусство Греции 5– 4 вв. До н. Э. Создание классического художественного стиля.
- 26. Сооружения Акрополя и их скульптурное убранство. Синтез скульптуры и архитектуры.
- 27. Два направления развития скульптуры классического периода Древней Греции (Скопас. Пракситель).
- 28. Индивидуализация образа, психологизм (Лисипп), и идеализация образа (Леохар).
- 29. Искусство Эллинизма – конец 4 –1 вв. До н. Э. Общая характеристика. Основные произведения
- 30. Пергамская школа.
- 31. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения.
- 32. Характерные черты римского искусства. Общая характеристика. Основные произведения.
- 33. Искусство Рима республиканского периода 5–1 вв. До н. Э. Влияние этрусского и греческого искусства.
- 34. Искусство римской империи.
- 35. Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма.
- 36. Искусство Западной Европы VII – X вв.
- 37. Романский стиль в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения.
- 38. Проблема синтеза искусств в Романской архитектуре.
- 39. Готика в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения
- 40.Книжная миниатюра в искусстве средневековья.
- 41. Готика во Франции. Характер синтеза искусств.
- 42. Витраж в искусстве Готики
- 43. Периодизация византийского искусства. Основные произведения.
- 44. Символика храма. Храмовое пространство и его декоративное оформление
- 45. Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения.
- 46. Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве
- 47. Влияние исихазма на икону Византии и Др. Руси.
- 48. Монументальная живопись Древней Руси
- 49. Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде и Полоцке.
- 50. Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности. Формирование местных школ зодчества и иконописи.
- 51. Искусство Полоцкого княжества
- 52. Архитектурные школы XII в. На территории Беларуси. Общая характеристика.
- 53.Композиция, символика, худ. Особенности высокого иконостаса
- 54. Образ Матери Божией в иконописи.
- 55. Творчество Феофана Грека.
- 56. Творчество Андрея Рублева. 15-ый век
- 57. «Троица» Андрея Рублёва
- 58. Творчество Дионисия.
- 59. Искусство Италии доренессанского периода.
- 60. Этапы развития итальянского искусства эпохи Возрождения. Основные произведения.
- 61.Проторенессанс (13-14вв)
- 62. Творчество Джотто.
- 63.Сиенская живописная школа.
- 64.Флорентийская живописная школа 15 в.
- 65. Раннее возрождение 15 в. Общая характеристика. Основные произведения.
- 66. Творчество Сандро Боттичелли.
- 67.Творчество Андреа Мантенья. (1431-1506)
- 68. Искусство Флоренции 2 пол. XV в. Творчество Мазаччо.
- 69.Пьеро делла Франческа. Разработка проблем колористики и световоздушной перспективы в его творчестве.
- 70. Высокое возрождение.
- 71.Образ мадонны в искусстве Ренессанса.
- 72.Архитектура эпохи возрождения. Общая хар-ка. Основные произведения.
- 73.Скульптура эпохи Возрождения.
- 74. Творчество Леонардо да Винчи.
- 75. “Тайная вечеря” Леонардо
- 76.Творчество Рафаэля Санти
- 77. Станцы Рафаэля.
- 78. Творчество Микеланджело.
- 79. Микельанджело-скульптор.
- 80. Росписи Сикстинской капеллы Микеланджело.
- 81. Сравнительная хар-ка образа Давида (Донателло, Вероккьо, Микельанджело).
- 82. Венецианская школа живописи
- 83. Творчество Джорджоне.
- 84. Творчество Тициана.
- 85.Северное возрождение. Общая характеристика. Основные произведения.
- 86. Характерные особенности ренессанса Нидерландов
- 87. Гентский алтарь братьев Ван Эйк.
- 88. Творчество Босха.
- 89. Творчество Питера Брейгеля
- 90. Характерные особенности ренессанса Германии
- 91. Творчество Дюрера.
- 92. Характерные черты французской культуры XV – XVI
- 93. Творчество Эль Греко