logo
Istoria_Iskusstv1sem

44. Символика храма. Храмовое пространство и его декоративное оформление

Первые символы, относящиеся к культовым зданиям, встречаются только в IV веке. При этом символическое обоснование архитектурной формы вторично по отношению к строительной практике, и связано с появлением у храма репрезентативной функции. Говорить о сложившихся символических концепциях храмов логично только применительно к средневековому периоду. В этот период они активно развиваются, достигая совершенства целостности, оформляясь как традиции и каноны, сохраняющиеся до нашего времени.

Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль (корабль жизни) и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море.

Базилики. Из всех типов сооружений римской архитектуры христиане выбрали базиликальное здание. Базилика отличалась предельной простотой формы. Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия. Раннехристианские общины были бедны, и в церковном строительстве им приходилось довольствоваться самыми дешевыми материалами. Помимо базиликальных христиане возводили и центрические постройки. В этом случае алтарь помещался в центральной части крестообразного или круглого в плане зала, окруженного галереей. Примером такого здания может служить римская церковь Сан Стефано Ротонда.

Оба архитектурных типа распространены в восточном Средиземноморье, Сирии и Палестине.

Храм – небо на земле. Не было сложных арх деталей, но мрамор, мозаика, фрески,позолота. Купол – воздух+огонь. Основание – земля+вода. Символика чисел.

Использование купола на четырёхугольном основании с помощью резания углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса(небо+земля). => арки (мосты между мирами) вместо парусов. В дальнейшем появился цилиндр. барабан – тамбур (голова-шея-тело)

Храмы в плане – греческий крест. Апсиды – вифлиемская пещера, гроб, из которого он воскрес