19. Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения.
Двуречье – Месопотамия - древнее государство, существовавшее в разные периоды в районе Междуречья (между долинами рек Тигр и Евфрат). В истории искусства Месопотамии выделяют следующие периоды:
ШумЕр (кон. 4 – нач. 3-го тыс. до н. э.);
ШумЕро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.);
Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.);
Ассирия (14—7 вв. до н. э),
Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).
Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами. Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод (Храм в аль-Убайде).
Зиккурат – культовые постройки, ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. Иногда только в передней части зиккурата устраивалось небольшое помещение. На верхней площадке находился маленький храм, так называемое «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества.
Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определённого места в храме или гробнице, изображали человека в позе молящегося. Самым замечательным из скульптурных произведений периодов Урук и Джемдет-Наср является найденная в Уруке мраморная женская голова.Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условными пропорциями (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленён). В скульптурных изображениях животных много наблюденных движений, верно переданных, характерных черт строения животных.
Очень характерны для периодов Урука и Джемдет-Наср каменные печати в виде цилиндров, игравшие первоначально роль амулетов, а затем превратившиеся в знаки собственности. На цилиндрах-печатях вырезались отдельные человеческие фигуры, целые сцены из повседневной жизни.
В Ассирийский период архитектура по-прежнему была ведущим родом искусства, но строили, главным образом, дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Открытые раскопками дворцы с богатым убранством дают яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях ассирийской архитектуры и изобразительного искусства (Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине). Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.
В пластике Ассирии преобладает рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла(Крылатые человекобыки дворец СаргонаII ).
Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображают реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создаёт. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — военные сцены дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.
Осуществлялось грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство.
Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Он был окружён тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек-храмов, небольших святилищ, уличных алтарей. С северной стороны в городской стене находились ворота богини Иштар в виде четырех квадратных в плане башен с арочным проходом, за которыми начиналась основная магистраль — процессионная дорога. Рядом с главным святилищем Вавилона, храмом бога Мардука, находился знаменитый уже в древности зиккурат «Этеменанка», о котором говорится в библии как о «Вавилонской башне».
Раскопками были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, на искусственных платформах, с помещениями, располагавшимися вокруг открытых дворов. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны волютами капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше тянулся фриз из бело-жёлтых пальметок и бирюзово-голубых ромбов. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами, впечатление очень красочное, благодаря умелому подбору синего, голубого, жёлтого, белого и чёрного цветов, а также блестящей прозрачной глазури. В другом, летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды», то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.
Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображают реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создаёт. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — военные сцены дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.
20. Крито-микенское искусство. Основные произведения
Эгейская культура – крито-меккенская. Исторический тип искусства, созданный народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского моря, о. Крит и близлежащие города материковой Греции. В 1878 г. близ Микен была открыта галерейная гробница, так называемая сокровищница Атпрея. Ранний этап «домикенской» культуры называли элладской. А. Эванс, открыв остатки дворца в Кноссе на о. Крит, принадлежавшего, по его убеждению, легендарному царю Миносу, предложил наименование «минойская культура».
Открыта она была относительно недавно: в 1870 г. раскопана Троя, в 1900 г.- Кносский дворец. Роль эгейской культуры состояла в том, что она являлась связующим звеном между Европой и Азией. Микенские правители широко пользовались услугами одарённых минойских мастеров, так что в конечном счёте микенское и минойское искусства образовало некий сложный сплав. Минойская культура достигла наивысшего расцвета в 18 в до н.э. и прекратила свое существование к 1400г. до н.э. (Крит был завоеван приплывшими из Греции воинственными племенами). С угасанием цивилизации на Крите центр эгейской культуры переместился на материк (п-ов Пелопоннес). Своеобразие крито-микенского искусства - в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внимание внутреннему миру человека.
Среди памятников 3000—2000 гг. до н. э. выделяется похоронная пластика Киклад — «кикладские идолы» — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой (скрипкоподобные фигуры, обнаженные женские статуэтки).
2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (минойская цивилизация). Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов двух- или трехэтажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (достигший совершенства в росписи ваз камарес) сменяется больше конкретностью и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики, торевтики, глиптики); к 1400 г. до н. э. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески тронного зала и раскрашенный рельеф со стукко царя-жреца из дворца в Кноссе, вазопись дворцового стиля).
1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 т) и планировкой в двух уровнях: нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраза древнегреческого храма в антах. Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом (гробница Атрея около Микен, 1400—1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из шахтовых гробниц в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах шахтовых гробниц, похоронные маски, некоторая посуда из захоронений, как кубок Нестора). Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах,Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа львиных ворот в Микенах).
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Теории происхождения искусства.
- 2. Классификация искусств.
- 3. Станковое и монументальное искусство.
- 4. Виды изобразительного искусства.
- 5. Скульптура как вид искусства.
- 6. Первобытное и традиционное искусство.
- 7. Жанры изобразительного искусства.
- 8.Синтез искусств.
- 9. Первобытное искусство. Периодизация и основные произведения
- 10. Наскальное искусство
- 11. Мегалитические сооружения.
- 12. Периодизация культуры Египта. Формирование характерных черт египетского стиля.
- 13. Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве.
- 15. Художественный синтез в искусстве древнего Египта.
- 16. Развитие монументальной скульптуры Древнего Египта.
- 17. Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства.
- 18. Искусство времени Ахетатона (небосклон/горизонт Атона)
- 19. Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения.
- 21. Кносский дворец
- 22. Архаическое искусство. Создание ордерной системы.
- 23. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись.
- 24. Греческая скульптура классического периода.
- 25. Искусство Греции 5– 4 вв. До н. Э. Создание классического художественного стиля.
- 26. Сооружения Акрополя и их скульптурное убранство. Синтез скульптуры и архитектуры.
- 27. Два направления развития скульптуры классического периода Древней Греции (Скопас. Пракситель).
- 28. Индивидуализация образа, психологизм (Лисипп), и идеализация образа (Леохар).
- 29. Искусство Эллинизма – конец 4 –1 вв. До н. Э. Общая характеристика. Основные произведения
- 30. Пергамская школа.
- 31. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения.
- 32. Характерные черты римского искусства. Общая характеристика. Основные произведения.
- 33. Искусство Рима республиканского периода 5–1 вв. До н. Э. Влияние этрусского и греческого искусства.
- 34. Искусство римской империи.
- 35. Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма.
- 36. Искусство Западной Европы VII – X вв.
- 37. Романский стиль в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения.
- 38. Проблема синтеза искусств в Романской архитектуре.
- 39. Готика в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения
- 40.Книжная миниатюра в искусстве средневековья.
- 41. Готика во Франции. Характер синтеза искусств.
- 42. Витраж в искусстве Готики
- 43. Периодизация византийского искусства. Основные произведения.
- 44. Символика храма. Храмовое пространство и его декоративное оформление
- 45. Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения.
- 46. Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве
- 47. Влияние исихазма на икону Византии и Др. Руси.
- 48. Монументальная живопись Древней Руси
- 49. Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде и Полоцке.
- 50. Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности. Формирование местных школ зодчества и иконописи.
- 51. Искусство Полоцкого княжества
- 52. Архитектурные школы XII в. На территории Беларуси. Общая характеристика.
- 53.Композиция, символика, худ. Особенности высокого иконостаса
- 54. Образ Матери Божией в иконописи.
- 55. Творчество Феофана Грека.
- 56. Творчество Андрея Рублева. 15-ый век
- 57. «Троица» Андрея Рублёва
- 58. Творчество Дионисия.
- 59. Искусство Италии доренессанского периода.
- 60. Этапы развития итальянского искусства эпохи Возрождения. Основные произведения.
- 61.Проторенессанс (13-14вв)
- 62. Творчество Джотто.
- 63.Сиенская живописная школа.
- 64.Флорентийская живописная школа 15 в.
- 65. Раннее возрождение 15 в. Общая характеристика. Основные произведения.
- 66. Творчество Сандро Боттичелли.
- 67.Творчество Андреа Мантенья. (1431-1506)
- 68. Искусство Флоренции 2 пол. XV в. Творчество Мазаччо.
- 69.Пьеро делла Франческа. Разработка проблем колористики и световоздушной перспективы в его творчестве.
- 70. Высокое возрождение.
- 71.Образ мадонны в искусстве Ренессанса.
- 72.Архитектура эпохи возрождения. Общая хар-ка. Основные произведения.
- 73.Скульптура эпохи Возрождения.
- 74. Творчество Леонардо да Винчи.
- 75. “Тайная вечеря” Леонардо
- 76.Творчество Рафаэля Санти
- 77. Станцы Рафаэля.
- 78. Творчество Микеланджело.
- 79. Микельанджело-скульптор.
- 80. Росписи Сикстинской капеллы Микеланджело.
- 81. Сравнительная хар-ка образа Давида (Донателло, Вероккьо, Микельанджело).
- 82. Венецианская школа живописи
- 83. Творчество Джорджоне.
- 84. Творчество Тициана.
- 85.Северное возрождение. Общая характеристика. Основные произведения.
- 86. Характерные особенности ренессанса Нидерландов
- 87. Гентский алтарь братьев Ван Эйк.
- 88. Творчество Босха.
- 89. Творчество Питера Брейгеля
- 90. Характерные особенности ренессанса Германии
- 91. Творчество Дюрера.
- 92. Характерные черты французской культуры XV – XVI
- 93. Творчество Эль Греко