logo
Istoria_Iskusstv1sem

19. Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения.

Двуречье – Месопотамия - древнее государство, существовавшее в разные периоды в районе Междуречья (между долинами рек Тигр и Евфрат). В истории искусства Месопотамии выделяют следующие периоды:

ШумЕр (кон. 4 – нач. 3-го тыс. до н. э.);

ШумЕро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.);

Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.);

Ассирия (14—7 вв. до н. э),

Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).

Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами. Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод (Храм в аль-Убайде).

Зиккурат – культовые постройки, ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. Иногда только в передней части зиккурата устраивалось небольшое помещение. На верхней площадке находился маленький храм, так называемое «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества.

Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определённого места в храме или гробнице, изображали человека в позе молящегося. Самым замечательным из скульптурных произведений периодов Урук и Джемдет-Наср является найденная в Уруке мраморная женская голова.Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условными пропорциями (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленён). В скульптурных изображениях животных много наблюденных движений, верно переданных, характерных черт строения животных.

Очень характерны для периодов Урука и Джемдет-Наср каменные печати в виде цилиндров, игравшие первоначально роль амулетов, а затем превратившиеся в знаки собственности. На цилиндрах-печатях вырезались отдельные человеческие фигуры, целые сцены из повседневной жизни.

В Ассирийский период архитектура по-прежнему была ведущим родом искусства, но строили, главным образом, дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Открытые раскопками дворцы с богатым убранством дают яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях ассирийской архитектуры и изобразительного искусства (Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине). Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

В пластике Ассирии преобладает рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла(Крылатые человекобыки дворец СаргонаII ).

Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображают реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создаёт. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — военные сцены дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.

Осуществлялось грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство.

Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Он был окружён тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек-храмов, небольших святилищ, уличных алтарей. С северной стороны в городской стене находились ворота богини Иштар в виде четырех квадратных в плане башен с арочным проходом, за которыми начиналась основная магистраль — процессионная дорога. Рядом с главным святилищем Вавилона, храмом бога Мардука, находился знаменитый уже в древности зиккурат «Этеменанка», о котором говорится в библии как о «Вавилонской башне».

Раскопками были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, на искусственных платформах, с помещениями, располагавшимися вокруг открытых дворов. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны волютами капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше тянулся фриз из бело-жёлтых пальметок и бирюзово-голубых ромбов. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами, впечатление очень красочное, благодаря умелому подбору синего, голубого, жёлтого, белого и чёрного цветов, а также блестящей прозрачной глазури. В другом, летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды», то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.

Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображают реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создаёт. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — военные сцены дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.

20. Крито-микенское искусство. Основные произведения

Эгейская культура – крито-меккенская. Исторический тип искусства, созданный народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского моря, о. Крит и близлежащие города материковой Греции. В 1878 г. близ Микен была открыта галерейная гробница, так называемая сокровищница Атпрея. Ранний этап «домикенской» культуры называли элладской. А. Эванс, открыв остатки дворца в Кноссе на о. Крит, принадлежавшего, по его убеждению, легендарному царю Миносу, предложил наименование «минойская культура».

Открыта она была относительно недавно: в 1870 г. раскопана Троя, в 1900 г.- Кносский дворец. Роль эгейской культуры состояла в том, что она являлась связующим звеном между Европой и Азией. Микенские правители широко пользовались услугами одарённых минойских мастеров, так что в конечном счёте микенское и минойское искусства образовало некий сложный сплав. Минойская культура достигла наивысшего расцвета в 18 в до н.э. и прекратила свое существование к 1400г. до н.э. (Крит был завоеван приплывшими из Греции воинственными племенами). С угасанием цивилизации на Крите центр эгейской культуры переместился на материк (п-ов Пелопоннес). Своеобразие крито-микенского искусства - в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внимание внутреннему миру человека.

Среди памятников 3000—2000 гг. до н. э. выделяется похоронная пластика Киклад — «кикладские идолы» — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой (скрипкоподобные фигуры, обнаженные женские статуэтки).

2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (минойская цивилизация). Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов двух- или трехэтажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (достигший совершенства в росписи ваз камарес) сменяется больше конкретностью и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики, торевтики, глиптики); к 1400 г. до н. э. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески тронного зала и раскрашенный рельеф со стукко царя-жреца из дворца в Кноссе, вазопись дворцового стиля).

1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 т) и планировкой в двух уровнях: нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраза древнегреческого храма в антах. Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом (гробница Атрея около Микен, 1400—1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из шахтовых гробниц в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах шахтовых гробниц, похоронные маски, некоторая посуда из захоронений, как кубок Нестора). Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах,Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа львиных ворот в Микенах).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4