logo
Istoria_Iskusstv1sem

1. Теории происхождения искусства.

Религиозная: религия была господствующей формой идеологии на протяжении многих веков. Да и сейчас в ряде стран она сохраняет свои позиции. Применительно к искусству издавна употребляются выражения: «божественное вдохновение», «благосклонная муза», «неземное наслаждение» и т. п. В них отразились дань уважения к искусству, признание его выдающихся качеств, благотворности воздействия на людей. Но, кроме того, они в определенной мере свидетельствуют о том, что человек ощущал невозможность объяснить действительно весьма сложную, необычную природу искусства. Церковь, крепко державшая в своих руках бразды правления духовной жизнью людей, усиленно поддерживала религиозную версию происхождения искусства. Средневековые схоласты разработали теорию, согласно которой красота объявлялась одним из имен божьих, а искусство — проявлением божественной благодати, ее высоких достоинств. Поэтому светским произведениям нередко отказывали даже в праве на существование, безжалостно их уничтожали.

Игровая: считается самой известной. Чтобы существовать, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, трудиться. Это вынужденный процесс: не будешь трудиться — умрешь с голоду, погибнешь. Это угнетало человека. Подлинную радость он получал тогда, когда мог не работать, ощутить независимость от природы. Здесь-то потребность свободно проявить себя, избыток сил находили выход в игре. Искусство и есть разновидность игры. Главное в нем то, что оно возникает ради чистого, не омраченного помыслами о хлебе насущном удовольствия.

Эротическая, Биологическая, теория Дарвина: По ней искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Одна из наиболее древних форм искусства — украшательство — создавалась для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное впечатление. Однако, эта теория достаточно спорна, так как кроме грубой физиологической похоти в искусстве получила отражение и любовь – одно из биосоциальных человеческих чувств.