logo
Istoria_Iskusstv1sem

30. Пергамская школа.

Рядом с александрийской художественной школой стоит пергамская, процветавшая в период среднего эллинизма. Главным божеством Пергама стала Афина. Художественные традиции Скопаса и Лисиппа являлись ведущими в Пергаме. Портрет Аттала I (Берлин,Музей) похож на портрет Александра Македонского Лисиппа, но пышная шевелюра придает более эффектный вид пергамскому царю. Пергам не раз отражал нашествие галлов. По заказу Аттала I в 220 г. до н. э. была создана серия скульптур в честь победы греков над варварами. Был построен грандиозный алтарь Зевса, украшенный рельефами. В этих произведениях ярко выразились характерные черты пергамской школы: драматичность ситуации, динамика действия, усложненное композиционное построение, богатая игра светотени. Бронзовые группы, созданные при Аттале I мастерами Эпигоном, Пиромахом и Антигоном, стояли на Пергамском акрополе.

Развитие пергамского стиля видно в большом фризе алтаря Зевса, помещенного на его цоколе (высота 23 м, длина ок.120 м). Тема фриза — гигантомахия. В битве участвуют божества из старых легенд. Подробности тщательные. Фигуры раскрашены, многие детали позолочены; глубокие тени; фриз легко читался на расстоянии. На площадке алтаря был 2-ой фриз — малый, посвящённый мифу о Телефе, аркадском герое. Этот фриз был в др. стиле. Скорее напоминает александрийские ландшафтные рельефы, чем искусство Пергама. По своему художественно- историческому значению алтарь может быть поставлен в ряд с Парфеноном и Мавзолеем Галикарнасским. Самое величественное сооружение эллинизма.

Школа оказала влияние на мастеров из городов Малой Азии. Пример: статуя Афродиты 2 в. до н. э., найденная на острове Мелосе (ныне в Лувре). Надпись: автором этой статуи был Александр родом из Антиохии в Малой Азии. Некоторые из этих фигур дошли до нас в римских копиях (умирающий галл - Образ галла полон героического пафоса, усиленного контрастом его могучей фигуры с бессильно падающим телом его жены. Группа построена на сложных ракурсах фигур, предельное напряжение воина подчеркнуто почти сверхъестественным поворотом головы.Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. Следует остановиться еще на одной особенности этого произведения: в скульптуре точно передан этнический тип галла).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4