59. Искусство Италии доренессанского периода.
Искусство Италии в 11, 12 и первой половине 13 веков представляет чрезвычайно пёструю картину. Северо-восточный угол полуострова — Венеция и её область, так же как юг с Сицилией, представляют как бы форпосты византийского искусства. В большей части Северной Италии всецело господствует романский стиль, тогда как в Средней Италии наряду с ним наблюдаются и иные художественные течения. Главным местом скрещивания всех этих стилистических направлений был Рим, что в значительной мере обусловливалось его ролью центра западноевропейского католицизма. Местные художественные традиции, немецкие и византийские влияния явились основой, на которой выросла здесь во второй половине 11 века так называемая «бенедектинская» школа живописи. Большое художественное мастерство, отличающее эту школу, особенно наглядно проявилось в росписях подземной церкви Сан Клементе в Риме. Сравнительно точно датируемые 1073—1084 годами, эти фрески включают большую композицию, посвящённую житию св. Алексея, и несколько сцен из легенды св. Климента.; собор в Марторане (нормано-арабский стиль), храм в Пизе, Сан-Руфино в Ассизии, сан-Лоренцо, Сант Амброджио (романский).
Искусство этого времени уже не анонимно, хотя в художественной практике еще нередко сохраняется средневековый артельный метод работы. Имя и личность мастера теперь пользуются общественным весом.
Не существовало стандартных размеров — каменных глыб, колонн, капителей. Каждую капитель делал отдельный ремесленник, приблизительно зная размеры и детали, — в результате существовал произвол художника (художественная свобода). Поэтому каждое из творений того времени — отдельное, уникальное произведение искусства.
Значимым центром романской стилистики была Венеция. Заимствования приветствовались, но местные культурные задачи решались отдельно и специфично для Венеции. (сан Марко – византийский храм, на который надели готику). Мощный толчок к развитию получила и венецианская живопись. В основе — византийская иконопись и её каноны. Но у венецианцев культивируют торжественность, достаточно свободное отношение к каноническим требованиям и яркие краски. Фон может быть золотым и чёрным, на нём может быть фантазийная архитектура со знаковым изображением даже прославленного Маяка в Александрии Египетской (у Паоло Венециано). Венецианская живопись долго борется в пределах старых византийских схем и новейших требований, пока не взорвется оригинальностью композиций и деталей у таких мастеров, как Марко Базаити, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, ранних Джорджоне, Тициан, которые станут высшим достижением венецианской школы.
Монументальная скульптура Италии связана, прежде всего, как и повсеместно, с оформлением фасадов церквей. Она имеет здесь, кроме того, и специфические задачи: украшение церковных кафедр, епископских тронов, а также монументальных подсвечников, служивших для обряда зажигания пасхальной свечи. Как и в Германии, здесь, наряду с каменной скульптурой, распространено также литье из бронзы.
По сравнению со скульптурой из камня, бронзовое литье имело в Италии значительно меньшую сферу приложения. Его главной задачей было создание украшенных рельефами монументальных церковных дверей. Особой известностью пользуются двери с композициями из Нового и Ветхого Завета в Сан-Дзено в Вероне.
В конце 12 века североитальянская скульптура находится уже под влиянием Франции. В начале 12 века в Южной Италии выдвигается школа, работавшая для двора императора Фридриха П. Она интересна своим антикизирующим направлением, от неё протягиваются нити к искусству проторенессанса. К наиболее выдающимся произведениям школы принадлежат несколько бюстов Фридриха II, портрет его министра Пьетро делла Винья и голова богини города Капуи, сохранившаяся от убранства замка императора.
В Италию готический стиль проникает из Франции в 13 веке. Он широко распространён в архитектурных памятниках Северной Италии и Тосканы, причём держится здесь до 15 века, существуя параллельно с развивающимся новым стилем Раннего Ренессанса. Одной из главных особенностей итальянской готики является то, что она редко заимствует систему готической конструкции и ограничивается широким применением декоративных элементов готики: стрельчатых арок, башенок-фиалов, пинаклей, роз. Особенностью итальянской архитектуры является также возведение куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. Большое количество стенных плоскостей способствует распространённости монументальной живописи в технике фрески.(соборы в Сиене и Орвието).Возведённые главным образом в 14 и 15 веках многочисленные гражданские постройки в ряде городов Италии — коммунальные и частные дворцы со внутренним двором — относят к готическому стилю исключительно вследствие применения готического декора в оформлении окон, дверей и галерей. (палаццо в Сиене)
- 1. Теории происхождения искусства.
- 2. Классификация искусств.
- 3. Станковое и монументальное искусство.
- 4. Виды изобразительного искусства.
- 5. Скульптура как вид искусства.
- 6. Первобытное и традиционное искусство.
- 7. Жанры изобразительного искусства.
- 8.Синтез искусств.
- 9. Первобытное искусство. Периодизация и основные произведения
- 10. Наскальное искусство
- 11. Мегалитические сооружения.
- 12. Периодизация культуры Египта. Формирование характерных черт египетского стиля.
- 13. Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве.
- 15. Художественный синтез в искусстве древнего Египта.
- 16. Развитие монументальной скульптуры Древнего Египта.
- 17. Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства.
- 18. Искусство времени Ахетатона (небосклон/горизонт Атона)
- 19. Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения.
- 21. Кносский дворец
- 22. Архаическое искусство. Создание ордерной системы.
- 23. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись.
- 24. Греческая скульптура классического периода.
- 25. Искусство Греции 5– 4 вв. До н. Э. Создание классического художественного стиля.
- 26. Сооружения Акрополя и их скульптурное убранство. Синтез скульптуры и архитектуры.
- 27. Два направления развития скульптуры классического периода Древней Греции (Скопас. Пракситель).
- 28. Индивидуализация образа, психологизм (Лисипп), и идеализация образа (Леохар).
- 29. Искусство Эллинизма – конец 4 –1 вв. До н. Э. Общая характеристика. Основные произведения
- 30. Пергамская школа.
- 31. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения.
- 32. Характерные черты римского искусства. Общая характеристика. Основные произведения.
- 33. Искусство Рима республиканского периода 5–1 вв. До н. Э. Влияние этрусского и греческого искусства.
- 34. Искусство римской империи.
- 35. Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма.
- 36. Искусство Западной Европы VII – X вв.
- 37. Романский стиль в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения.
- 38. Проблема синтеза искусств в Романской архитектуре.
- 39. Готика в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения
- 40.Книжная миниатюра в искусстве средневековья.
- 41. Готика во Франции. Характер синтеза искусств.
- 42. Витраж в искусстве Готики
- 43. Периодизация византийского искусства. Основные произведения.
- 44. Символика храма. Храмовое пространство и его декоративное оформление
- 45. Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения.
- 46. Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве
- 47. Влияние исихазма на икону Византии и Др. Руси.
- 48. Монументальная живопись Древней Руси
- 49. Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде и Полоцке.
- 50. Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности. Формирование местных школ зодчества и иконописи.
- 51. Искусство Полоцкого княжества
- 52. Архитектурные школы XII в. На территории Беларуси. Общая характеристика.
- 53.Композиция, символика, худ. Особенности высокого иконостаса
- 54. Образ Матери Божией в иконописи.
- 55. Творчество Феофана Грека.
- 56. Творчество Андрея Рублева. 15-ый век
- 57. «Троица» Андрея Рублёва
- 58. Творчество Дионисия.
- 59. Искусство Италии доренессанского периода.
- 60. Этапы развития итальянского искусства эпохи Возрождения. Основные произведения.
- 61.Проторенессанс (13-14вв)
- 62. Творчество Джотто.
- 63.Сиенская живописная школа.
- 64.Флорентийская живописная школа 15 в.
- 65. Раннее возрождение 15 в. Общая характеристика. Основные произведения.
- 66. Творчество Сандро Боттичелли.
- 67.Творчество Андреа Мантенья. (1431-1506)
- 68. Искусство Флоренции 2 пол. XV в. Творчество Мазаччо.
- 69.Пьеро делла Франческа. Разработка проблем колористики и световоздушной перспективы в его творчестве.
- 70. Высокое возрождение.
- 71.Образ мадонны в искусстве Ренессанса.
- 72.Архитектура эпохи возрождения. Общая хар-ка. Основные произведения.
- 73.Скульптура эпохи Возрождения.
- 74. Творчество Леонардо да Винчи.
- 75. “Тайная вечеря” Леонардо
- 76.Творчество Рафаэля Санти
- 77. Станцы Рафаэля.
- 78. Творчество Микеланджело.
- 79. Микельанджело-скульптор.
- 80. Росписи Сикстинской капеллы Микеланджело.
- 81. Сравнительная хар-ка образа Давида (Донателло, Вероккьо, Микельанджело).
- 82. Венецианская школа живописи
- 83. Творчество Джорджоне.
- 84. Творчество Тициана.
- 85.Северное возрождение. Общая характеристика. Основные произведения.
- 86. Характерные особенности ренессанса Нидерландов
- 87. Гентский алтарь братьев Ван Эйк.
- 88. Творчество Босха.
- 89. Творчество Питера Брейгеля
- 90. Характерные особенности ренессанса Германии
- 91. Творчество Дюрера.
- 92. Характерные черты французской культуры XV – XVI
- 93. Творчество Эль Греко