logo
Istoria_Iskusstv1sem

48. Монументальная живопись Древней Руси

Изначально живописные изображения не были чужды культуре языческой Руси. Но именно с принятием христианства на Русь пришли и новые для неё виды монументальной живописи – мозаика и фреска.Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но ещё в большей степени должна была максимально, просто и лаконично раскрыть перед молящимся основные положения христианского вероучения – о Боге как Творце и Судье мира, Христе как спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.

Мозаика не получила на Руси широкого распространения, потому что смальта была слишком редким и дорогим материалом.

Техника же фрески, требующая быстрого исполнения и мастерства, оказалась более приемлемой для живописного убранства русских церквей. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора.

Строгая канонизация живописи в известной степени сковывала художественное творчество, предопределяя в ней более длительное и устойчивое византийское влияние, чем в архитектуре. Строго по византийским образцам были выполнены мозаичные работы Софии Киевской – изображениях Богоматери Оранты и Христа Вседержителя в центральном куполе собора. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. Эти и другие мозаики и фрески были созданы в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Все изображения Софийского собора пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов.

Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон (становлении Владимиро-суздальской школы живописи). Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда.