logo
Istoria_Iskusstv1sem

22. Архаическое искусство. Создание ордерной системы.

Архаика— ранний период древнегреческой культуры, его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в. Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров, которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. Хоть искусство архаики и отличается большим своеобразием и обладает своими собственными художественными достоинствами, но в целом оно несло в себе еще очень много условности и схематизма. Композиция еще имела условный характер;

Классическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, самый древний из трех основных архитектурных ордеров. Получил название от создавших его дорических племен. Фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины — утолщена.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Родиной ионического стиля была Иония — территория, заселенная греками-ионийцами, на побережье Малой Азии, на островах и в Аттике. По сравнению с дорическими, колонны ионического стиля более нарядны и стройны.

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканта и небольших волют.

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Одним из раннеклассических примером взаимодействия скульптуры с архитектурой являются фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина.