logo
Istoria_Iskusstv1sem

81. Сравнительная хар-ка образа Давида (Донателло, Вероккьо, Микельанджело).

Образ Давида нашёл отражение в мировом искусстве. Давида изображали и в скульптуре и делали живописи. Давид - древнееврейский царь.

Донателло представил Давида над поверженной головой Голиафа, и Давид подпирает ногой эту голову. Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя. Отличается он и от более ранней статуи работы самого Донателло, выполненной из мрамора. Бронзовый Давид — почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Свободная поза героя — пример контрапоста: тяжесть тела покоится на правой ноге, в то время как левой, полусогнутой, он попирает голову побеждённого им Голиафа.

Самая знаменитая скульптура Микеланджело "Давид" не имеет ничего общего с подростком Донателло. В отличие от Вероккьо и Донателло Микельанджело изобразил момент, предшествующий схватке, а те, уже срубленную голову у ног. Поза спокойна, устойчива и свободна, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, уже заложена динамика. Давид совершенно обнажен. Размеры его 5,5 м. Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Вероккьо изобразил бронзового Давида. В образе Давида преобладает напряжение, беспокойство, некоторая неуверенность позы; Верроккьо изобразил Давида оживленным и задорным юношей. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно. Мы уже говорили о выразительности лица Давида, не менее удачна и голова Голиафа. Огромная, по сравнению с фигурой юноши, заросшая волосами, с насупленными бровями, она, несмотря на легкую гримасу, чуть исказившую черты лица, кажется спящей. Глаза закрыты, губы крепко сжаты. О смерти говорит только рваная рана во лбу.