logo
Istoria_Iskusstv1sem

17. Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства.

В этот период была окончательно разработана композиция наземного храма (расцвет храма вместо гробниц, власть жрецов доминирует над властью царя): он представлял собой в плане вытянутый прямоугольник, все его части располагались по одной оси. К храму вела аллея сфинксов. Не только заупокойные храмы, но и храмы-святилища. Прославление фараона, возобновление грандиозности

Возведение новых храмов (Амону Ра). Дворцы царей, жилища знати. Храмы Амону Ра: Ипет –Сут (карнак), Ипет-Рес (Луксор). От Нила к храму вела дорога со статуями сфинксов по сторонам. Характерной особенностью храмовой архитектуры явились высокие колоннады посередине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Много званых, но мало избранных (идея сужения). Карнак – главное официальное святилище гос-ва. Луксор (зодчий Аменхотеп). Большая роль колонн и скульптур.

Нет многобожья, один бог Атон.

Появились человеческие чувства в искусстве (вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка). Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (зодчий Сенмут). Храм в Абу-Симбеле (в скале) (Рамзес 2). Храм Исиды на о.Филе(3в.до н.э.). новаторство связано с фараоном Эхнатоном

Гробницы царей были отделены от храмов, они вырубались в скалах удаленной долины и состояли из длинных коридоров, подводивших к погребальной камере с саркофагом.

Скульптура. Статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Игра мелкой светотени, статуи стали изображаться живее. В галопе кони, газели. Появление иллюстраций к ритуальным записям, своеобразная египетская графика. ритмичное построение рядов изображений. Сосуды в форме рыб, насекомых, цветов. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями..

масштабная архитектура представлена наземными храмовыми комплексами (храмы Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский), скальными храмовыми комплексами (храм Рамзеса II в Абу-Симбеле), полускальными заупокойными храмами (храм храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри)

После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому до наших дней не сохранились.