1.2.2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры
Традиционная точка зрения в зарубежной и российской философии на онтологическую (от др.гр. – сущее, сущностное) структуру познания человеком самого себя, своего сознания, природы и социума исходит из формулы, которая сущностно опирается только на верхний уровень сознания субъекта культуры в форме прямолинейной (без начала и конца), не замкнутой (не системной) структуры по формуле: от абстрактного созерцания к теоретическому мышлению, а затем - к практике (АС ТМ П).
Вместе с тем, как свидетельствуют опыт научного анализа результатов практики познания, так и современные достижения многих частных наук (в том числе в области философского анализа в гносеологии, синтеза междисциплинарных проблем интеграции научных знаний) традиционная, классическая структура узка, неполна, не эффективна на практике. Например, она не учитывает побудительных причинно-следственных факторов на уровне ощущений и отражения (отношений), на уровне влияния подсознательного механизма памяти на процесс познания личностными и коллективными (социальными) субъектами окружающего мира, не позволяет спрогнозировать социокультурных последствий «практики».
В силу этих и иных недостатков становится понятной причина неэффективности, более того, вредности, господствующей традиционной формулы сущностной структуры теории познания.
Предлагаемый к обсуждению онтологический системно-структурный метод гносеологии культуры личности и социума (в форме графической структуры), создан автором и с высоким коэффициентом результативности испытана в его долголетней и многообразной аналитической и практической деятельности, а также устно и письменно доведён до научной общественности.
При всей кажущейся простоте, данная структура обеспечивает не только системную комплексность в познании человеком самого себя и социума, их отношения друг с другом и с природой, но и формирует осознанное понимание роли и места, функции, взаимообусловленности каждого её отдельного элемента и всех их в комплексе, нацеливает на развитие умений их использовать в эффективном познании и управлении самим собой и социумом, прогнозировании результатов деятельности субъектов культуры.
Суть предлагаемого онтологического системно-структурного метода гносеологии культуры в графическом изображении, как «Онтологическая структура гносеологии культуры», выглядит следующим образом (см. рис.1):
Рисунок 1
Онтологическая структура гносеологии культуры
Ощ – ощущения: б – биологические; с -- социальные; Ч—чувства, т.е. От – отношения;
С – сознание; П/С – подсознание;
Д – деятельность: +(плюс) -- активная; нравственная;
---(минус) -- пассивная; безнравственная
Объективная реальность как внешняя (прошедшая и(или) настоящая, и(или) предполагаемая), так и внутренняя -степень факторов ощущений и подсознания, например, интуиция), в которой постоянно находится человек, комплексно и многообразно, ежесекундно и противоречаще друг другу воздействует на него, формируя ощущения, которые в свою очередь порождают у него отношение ввиде, например, желания, любви, брезгливости, ненависти, интереса, уважения и т.д.
Возникающие у человека или групп людей чувства (отношения) реализуются в активной (значок +) или пассивной (значок -- ), в гуманной, нравственной (значок +) или антигуманной, безнравственной (значок -) деятельности (значок – Д).
Долгое время сенсуалисты (чувственники) и рационалисты (рассудочники) бились в споре, что важнее, первичнее: чувство, говорили сенсуалисты, нет – разум, утверждали в ответ рационалисты.
В итоге никто из них этот спор не проиграл, но и не выиграл, ибо данный спор – бессмыслен: это всё равно, как если поспорить, что важнее у человека - голова или тело. И то и другое есть взаимообусловленные, взаимозависимые части единой и неразрывной комплексной системы, который разрывать без смертельного ущерба для существования человека нельзя. Аналогично и с бессмысленным спором сенсуалистов и рационалистов.
Если же нельзя противопоставлять и разрывать жизненно важные части единой системы, то закономерно требование изменить формулировку вопроса, например: в какой взаимосвязи и взаимообусловленности находятся по отношению друг к другу чувство (отношение) и разум (сознание)?
На данный же вопрос на основе вышеприведённой структуры ответ напрашивается сам собой (см. рис.1).
Ощущения формируют чувство, как отношение, которое автоматически побуждает к действию разум (сознания плюс подсознание), а разум в свою очередь реализует возникшее чувство в активном или пассивном, нравственном или безнравственном акте культурной деятельности, результатом которого всегда является социальное ощущение. Разум же управляет ощущением(ями) и чувством(ами) субъектов культуры.
Взаимодействие и взаимообусловленность ощущения, отношения(чувства) и разума представлено на рис2.
Рисунок 2
Взаимодействие и взаимообусловленность разума, ощущений и чувств
С – сознание; П/С – подсознание; Ощ – ощущения; Ч—чувства, От – отношения; Д – деятельность: +(плюс) -- активная; нравственная; ---(минус) -- пассивная; безнравственная.
Представим разум (сознание плюс подсознание) в виде некой эластичной, гибкой трубы, внутри которой бурлит множество (осознаваемых или не осознаваемых мышлением человека) ощущений или «набухает» одно, но яркое, сильное, порождая отношения(е): желания, интереса, любопытства, любознательности, уважения, любви, равнодушия, брезгливости, ненависти и т. д.
При этом как ощущения, так и порождаемые ими «пузырьки» чувств (отношений) давят изнутри на разум (сознание и подсознание) субъектов культуры, заставляя их на уровне индивидуального или коллективного «сознания» (осознаваемого мышления) или «интуиции подсознания» и исходя из сформированных ценностных норм, убеждений, мировоззрения искать способы и механизмы их воплощения и стимулирования, структурирования и управления ими.
Общеизвестно, что любое действие всегда порождает противодействие, поэтому разум личности, в зависимости от степени сформированности у неё качественных параметров мировоззрения, убеждений, силы воли и так далее,
управляет, стимулирует, контролирует, отбирает и выстраивает иерархию очередности реализации или не реализации чувств: желание-нежелание, интерес-равнодушие, брезгливость-ненависть и иные, которые необязательно являются парными, но могут быть триадой, многопарными, иных групповых форм и видов.
Вместе с тем, разум направляет отношение (чувства) субъектов культуры в сторону активности или пассивности (реализации-нереализации), выбора нравственных или безнравственных поступков и т. п., а при необходимости «замораживает» наши ощущения и чувства или «переключает» их на иные объекты познания или желаний, или «отключает» сознание, отдаваясь на «волю» работы только подсознания, действие которого проявляется, например, в форме интуиции, или для получения сознанием паузы для отдыха из-за его перегрузки или иного «сбоя» (например, сон, «помешательство», «потеря сознания», «кома»).
Интуиция -- отражение разумом на уровне «бессознательного» или, правильней сказать «подсознательного» элемента разума человека, - знаний, умений, опыта, хранящихся на морфологически-генетическом уровне памяти клеток в мозге человека в форме его памяти. Эта информация ежесекундно и круглосуточно пополняется, используется разумом для обеспечения текущей и стратегической безопасности личности. Данная функция разума обеспечивает качество жизненного потенциала самовыживаемости личности и социума, особенно в экстремальных ситуациях, обеспечивает осознанное или интуитивное проявление и управление культурной деятельности личности и социума.
В силу вышесказанного, становятся понятны действия человека, когда он в одних ситуациях автоматически, вроде бы не задумываясь, эмоционально, неосознанно, импульсивно совершает акт деятельности, например, в транспорте уступая своё место инвалиду, беременной женщине.
В других же ситуациях -- он раздумывает, как поступить. Например, размышляя: уступить или не уступить место старушке в транспорте? «Уступить» -- говорит сознание, и человек предлагает ей сесть на его место, при этом тут же его охватывает приятное ощущение собственной значимости и благородства.
В ином случае, неразвитые или извращённые нравственные нормы его сознания командуют -- «Не надо уступать». И человек делает «стеклянные», невидящие никого глаза или отворачивается от всех и смотрит в окно, а на душе у него – неприятное ощущение дискомфорта. И тогда его разум начинает искать аргументы для самооправдания, типа – «да не больно-то она и старая, а я устал(а)» или «нечего старикам ездить в транспорте, когда я (мы – молодёжь) еду(ем) на работу» и др.
Таким образом, любой акт культурной деятельности (пассивный или активный, нравственный или безнравственный) тут же порождает у личности социальное позитивное или негативное ощущение, которое автоматически становится побудительным причинно-следственным фактором для новых отношений (чувств) и действий-поступков.
Например, человек уступил старушке место (неважно как - под влиянием подсознательного или сознания, осознанно), и как бы он ни пытался не смотреть ни на кого в салоне транспорта, голова его поднимется, плечи расправятся и глаза «зырк» в одну сторону, «зырк» в другую, интересуясь - как среагировали свидетели на его добрый поступок? - и на душе у него сразу станет приятно, особенно, если, как принявший благородный поступок, так и окружающие, мимикой, словом выскажут одобрение.
И напротив, человек не уступил место, совершил иной неодобряемый людьми поступок – и на душе сформируется, например, или ощущение стыда или иной дискомфорт, негативные, неприятные ощущения, или наоборот – приятные ощущения самодовольства от того «какой он (она) крутой(ая)», безнаказанно творя хамство и его(её) все боятся. Как следствие, в первом случае, у данного человека появляется желание или отстранится от окружающих, переведя взгляд за окно транспорта, и он уходит в пассивную «оборону», или появляется «комплекс неполноценности», реализуемый через раздражительность и он постарается или выйти, или перейти «в наступление», проявляя агрессию. Во-втором же случае, ощущение приятности от безнаказанности за хамство, порождают у него(ней) стремление укрепить, повысить статус своей «крутизны» в форме нового хамства или более того – уже в форме изуверства.
Данное взаимодействие ощущений, отношения (чувств) и разума, сознания и(или) подсознания, неотвратимо порождает новые (подобные или прямопротивоположные) акты культурной деятельности личности и социума.
Выявление и знание объективных и субъективных закономерностей этого взаимодействия способствует интенсификации выявления причинно-следственных факторов культуры, которые предшествуют анализируемым актам, результатам деятельности субъектов культуры, а так же способствуют формированию у них умения прогнозировать их последствия.
Чем чаще человек с детства совершает нравственные, позитивные поступки и ощущает от этого удовольствие, одобрение окружающих, тем быстрее его чувства в данной области с уровня сознания, размышлений, «уйдут» на уровень долговременной памяти, на уровень подсознательного, станут его привычкой, идеалом, убеждением, мировоззрением: приятно и полезно делать людям добро.
Наоборот, в тех случаях, когда с детства человек сформирован с искривленным мироощущением и мировоззрением, на основе безнравственных ценностей восприятия хорошего как плохого и плохого, как хорошего, он, совершая плохой поступок, скорее всего, будет испытывать положительные ощущения, например, от того, что его люди боятся, значит он(а) крутой(ая), то есть – «современный(ая)». В итоге эти его чувства уйдут на уровень его подсознания и станут его образом мышления, мировоззрения, идеалов, основой его антигуманной деятельности.
Можно ли последнего исправить или искалечить первого, изменив у них сложившиеся сущностные и ценностные основы мировоззрения и поступков? Да, если воздействовать на них через вышеуказанную структуру комплекса ощущений, отношений (чувств) и разума, механизм их взаимообусловленности, оценки самой деятельности и порождаемой ею ощущения(ний).
При этом не надо забывать, что исправлять воспитательный брак всегда труднее, нежели первично формировать культуру личности и социума.
Если учесть, что совокупность личностных параметров фокусируется в системе массовых ощущений, чувств, разума и результатах деятельности коллективных субъектов культуры, то действие вышерассмотренной онтологической структуры гносеологии субъектов культуры распространяется не только на личность, но и на различные виды социумов.
Что касается традиционной, классической сущностной структуры познания культуры (от абстрактного созерцания к теоретическому мышлению, а затем к практике: АС – ТМ – П), то она также присутствует в авторской разработке как отдельная часть более обширной и сложной системно-структурной схемы (рис.3):
Рисунок 3
Онтологическая структура гносеологии культуры
Ощ – ощущения: б – биологические; с -- социальные; Ч—чувства, т.е. От – отношения;
С – сознание; П/С – подсознание; Д – деятельность: +(плюс) -- активная; нравственная;
---(минус) -- пассивная; безнравственная;
АС – абстрактное созерцание; ТМ – теоретическое мышление; П- практика
Современная в зарубежной и российской философии сущностная структура познания (по формуле – ), являясь частью более сложной комплексной системы, не может претендовать ни на статус целостной завершённости сущностной структуры познания, ни на эффективность работы: ни в гносеологии, ни в практике повседневного познания субъектами культуры самих себя и окружающего мира.
Таким образом, мы видим, что
во-первых, познание начинается с ощущений и чувств, а затем включается сознание и подсознание, например, формируя проективные желания или технологического порядка представления, идеалы, убеждения, которые предшествуют творчески продуктивной деятельности и определяют её тот или иной результат. Поэтому в процессе познания (целостной комплексной системе) ни один из структурных элементов нельзя игнорировать, а тем более ни противопоставлять другим, ни объявлять, игнорируя все другие элементы, единственной сущностной структурой познания ;
во-вторых, традиционная формула структуры познания (АС – ТМ – П) присутствует и в представленной новой структуре, но только как часть единого комплекса, им порождается и определяется, зависит от него как на уровне «абстрактного созерцания» и «теоретического мышления», так и на уровне практической реализации, поэтому считать одну из частей структуры познания всей структурой – ошибочно и опасно;
в-третьих, представленная автором структура гносеологии в силу своей комплексности и целостности есть замкнутая система, которая обладает как самодостаточностью для воспроизводства и для самовоспроизводства, так и широкой унифицированностью своего применения не только для познания, но и для практического управления процессом и результатом формирования культуры всех звеньев субъектов культуры, способна интенсифицировать процесс создания управляемого или не управляемого человеком искусственного интеллекта.
В культурологии широко применяются и иные методы системного функционального и иного анализа культуры, например,
отраслевой -- экономический, социологический, политологический, правовой и прочее;
структуралистский - структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ;
моделирование с применением математического анализа;
социологический и социально-психологический массовый опрос (анкетирование и интервьюирование), изучение текстов методом контент-анализа и т. д.
Только умелое сочетание всех методов, методологических установок и приемов позволяет получить объективную картину культурно-исторического процесса.
Цели и задачи культурологии как специальной области знания, очевидно, следует определять посредством моделирования самой структуры культурологической науки.
В культурологии (как впрочем, и в большинстве других наук) принято выделять две «крыла» -- фундаментальное и прикладное.
Цель фундаментальной культурологии -- изучение культурных процессов и явлений на основании общих закономерностей протекания этнокультурной и социокультурной жизни людей и социумов, цивилизаций-государств и цивилизаций-групп из комплиментарных государств.
Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными и этнокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными государственными, муниципальными институтами и(или) общественными организациями в области управления культурными процессами, научно пытается создать искусственный интеллект.
- Сибирский государственный
- Предисловие
- Раздел I: программа курса Цели и задачи курса.
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 3. Учебный и тематический план:
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии (4 часа)
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Тема 3. Историческая типология культуры. Культурные
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1: Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
- 1.1. Предмет исследования культурологии
- 1.2. Методы культурологического познания
- 1.2.1. Герменевтика
- 1.2.2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры
- 1.3. Культура как многоуровневая система. Универсальность культуры в конкретных формах её проявления.
- 1.3.1.Пространственные и временные конструкции культуры
- 1.3.2. Структура культуры
- 1.3.3. Функции культуры
- 1.3.4. Элементы культуры
- 1.3.5. Языки культуры
- 1.4. Цивилизация и культура
- 1.5. Культура и природа
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 2: Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Концепция культуры и. Г. Гердера
- 2.2. Культурологическая концепция ф. Ницше
- 2.3. Философия культуры о. Шпенглера, её влияние на культурологию
- 2.4. Культурологические взгляды Альфреда Вебера
- 2.5. Культурологическое учение Макса Вебера
- 2.6. Культурфилософская концепция э. Гуссерля
- 2.7. Концепция культуры к. Ясперса
- 2.8. Психологическая интерпретация культуры: концепция з. Фрейда
- 2.9. Культурологические идеи к. Г. Юнга
- 2.10. Концепция «круговорота локальных цивилизаций» а. Тойнби
- 2.11. Структуралистские исследования культуры
- 2.12. Постструктуралистские исследования культуры
- 2.13. Основы культурологической концепции а. Швейцера
- 2.14. Марксистская концепция культуры
- 2.15. Информационные модели культуры
- 2.16. Западноевропейские концепции игровой культуры
- 2.17. Место и роль России в диалоге культур
- 2.18. Концепция культурно-исторических типов н. Я. Данилевского
- 2.19. Концепция культурных суперсистем п. А. Сорокина
- Контрольные вопросы и задания.
- Тема 3: Типология культур. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет, характер.
- 3.1. Типология культур
- 3.2. Основной культурный код и его частные производные
- 3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура
- 3.4. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 3.5. Миф как культурная форма и культурный код
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 4: Материальная и духовная культура.
- 4.1. Материальная культура.
- 4.2. Категории материальной культуры
- 4.3. Духовная культура
- 4.3.1. Культурные нормы
- 4.3.2. Место и роль морали в культуре
- 4.3.3. Аномия в культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 5: Субкультуры и их специфика.
- 5.1. Специфика сельской и городской субкультур
- 5.2. Специфика субъектов культуры
- 5.3. Элитарная и массовая культуры
- 5.4. Молодёжная субкультура
- 5. Раскройте содержание понятия «специализированная культура»?
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- 6.1.Культурная динамика
- 6.2. Время как формообразующий фактор культуры
- 6.3. Школа как феномен культуры
- 6.4. Профессионально-организационная культура.
- 6.5. Искусство как вид культуры
- 6.6. Возникновение искусства
- 6.7. Виды искусства
- 6.8. Социальные функции искусства
- 6.9. Наука и искусство
- 6.10. Особенности современной культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- 37. Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- 38.Там же. Азия-Ближний Восток-Африка-Америка-Австралия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Раздел III: хрестоматия
- Часть 1: Культурологические взгляды теоретиков
- Вебер м. Избранные произведения
- Кассирер э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры
- Глава хi. Заключение и выводы.
- § 112. Универсалии истории
- § 113. Культурные паттерны и развитие культуры
- Лиотар ж.-ф. Постсовременное Состояние
- Ницше ф. О пользе и вреде истории для жизни
- Человеческое слишком человеческое
- К генеалогии морали
- Ницше ф. Так говорил Заратустра
- Тайлор э.Б. Первобытная культура
- Тойнби а. Постижение истории
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии
- Фрейд з.Неудовлетворенность культурой.
- 1. Феномен культуры, общая характеристика
- Фромм э. Иметь или быть? Большие надежды, их крах и новые альтернативы. Конец иллюзии
- Почему Большие Надежды потерпели крах?
- Комментарий
- Хайдеггер м. Время и бытие в чем состоит человечность человека? Она покоится в его сущности.
- Хейзинга й. Homo Ludens
- Хейзинга й. IV. Основные условия культуры
- Хейзинга й. В тени завтрашнего дня
- Шпенглер о. Закат Европы
- Шпенглер о. Проблема всемирной истории физиогномика и систематика
- Шубарт в. Европа и душа Востока Противоречие между Западом и Востоком как проблема культуры
- Юнг к. Г. Архетип и символ
- Ясперс к. Смысл и назначение истории
- 2. Какие события непосредственно вели к началу истории?
- 1. Осевое время
- 1. Характеристика осевого времени
- У. Осевое время и его последствия
- 1. Структурирование мировой истории осевым временем
- 2. Мировая история после прорыва осевого времени
- Часть 2. Культурологические концепции представителей российской науки Бердяев н.А. О рабстве и свободе человека
- О культуре
- Вернадский в.И. Несколько слов о ноосфере.
- Данилевский н. Я. Россия и Европа
- Замышляев в. И. Культурологическая экспертиза глобализма
- Каган м.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы
- Лихачев д.С. Письма о добром и прекрасном
- Малиновский б. К. Функциональный анализ
- Iу. Первые подступы к функционализму
- У. Узаконенные единицы культурного анализа
- Раздел IV: методические указания
- 1.2. Общие требования к контрольной работе
- 1.3. Основные этапы работы
- 1.4. Требования к техническому оформлению
- 1.5. Оформление научно-справочного аппарата
- 1.6. Устная защита контрольной работы
- Заключение
- 1.7. Библиографический список
- 2. Тематика контрольных работ
- Тема 1: Культурология как наука.
- Тема 2: Истоки культурологии
- Тема 3: Концепция культуры в философской и научной мысли 20 века.
- Тема 4: История и теория формирования смысла понятия «культура».
- Тема 5: Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии.
- Тема 6: Категории культурологии. Менталитет, ментальность.
- Тема 7: «Культурная картина мира», как категория культурологии:
- Тема 8: Этнос и национальная культура.
- Тема 9: Генезис культуры.
- Тема 10: Природа и культура.
- Тема 11: Сущность культуры. Социальный аспект.
- Тема 12: Мир человека как культура.
- Тема 13: Язык и символы культуры.
- Тема 14: Ценностная природа культуры.
- Тема 15: Преемственность в развитии культуры.
- Тема 16: Проблемы типологии культуры.
- Тема 17: Динамика культуры.
- Тема 18: Кризис культуры как феномен культурного развития.
- Тема 19: Прогресс и регресс в культурном развитии.
- Тема 20: Элитарная и демократическая культура.
- Тема 21: Мифология как компонент культуры.
- Тема 22: Античная культура. Наука в системе культуры.
- Тема 23: Гуманизм как основное содержание культуры эпохи Возрождения.
- Тема 24. Культура славяно-русов Киевской и Новгородской Руси.
- Тема 25: Россия и Сибирь.
- Тема 26: Экология и культура.
- Тема 27: Техника и культура.
- Тема 29: Культура средневековой Руси
- Тема 30: Художественное и бытовое творчество на Руси в 15-17 веках
- Тема 31: Литература и образование в России 18 века
- Тема 32: Искусство в России 19 века.
- Тема 33: Тенденции развития культуры в России начала 20 века.
- Тема 34: Сравнительный анализ содержания тенденций развития советской и российской (на рубеже 2-3 тысячелетий) культуры: киноискусства и литературы.
- Тема 35: Сравнительный анализ влияния технической эстетики, производственной культуры на этно- и социо- культуру советского и российского гражданина
- 3. Тесты для проверки остаточных знаний
- Вопросы к зачёту
- Библиографический список (по учебному курсу «Культурология») Справочный и монографий
- Он же. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. М., 1988. №1. Хрестоматий
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- По истории зарубежной культуры Основной
- Античность, как тип культуры
- Дополнительная
- По истории отечественной культуры
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Дополнительный
- Словарь культурологических терминов
- Приложение 1
- Глава 2._______________________________________________________________
- Всеобщая декларация прав человека
- Всеобщая декларация прав человека
- С о д е р ж а н и е
- Раздел I: программа курса 7
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии:
- Тема 3. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет,
- Тема 4. Материальная и духовная культура. 119
- Тема 5. Виды, формы, субъекты культуры и их специфика.
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации
- Раздел III: хрестоматия по теоретическим основам
- Часть 1. Культурологические взгляды теоретиков зарубежных
- Часть 2. Культурологические концепции представителей
- Раздел IV: методические рекомендации к самостоятельному
- Библиографический список 347