9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
Сегодня ни одно государство не может обойтись без вполне определенной и целенаправленной культурной политики, ее формирование и осуществление является важной и неотложной задачей, обеспечивающей стабильность общества.
Культурная политики (К.П.) – это специфический вид деятельности оп регулированию культурной жизни, сводящейся к воздействию на личность с целью формирования ее «картины мира», то есть той координаторской сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Цель К.П. – стремление сохранить или изменить картину мира людей так, чтобы это соответствовало интересам субъекта К.П. Такой субъект д.обладать ресурсами (материальными, фин., кадровыми, инф-ми) для осуществления К.П.
Культурная жизнь предстает как поле борьбы различных субъектов = групп населения (носителей разных субкультур), создателей культурный ценностей, различных общественных институтов, занятых сохранением и распространением ценностей. Отсюда, К.П. – это орьба интересов различных субъектов культурной жизни, в которой самую важную роль играет распределение ресурсов (фин, мат, кадровых, инфо.) Основные понятия- Картина мира – это синтетическое панорамное представление человека о конкретной действительности, система взглядов о мире.включает: мировоззрение, мировосприятие, мироощущение.
Субъекты К.П.:
государство, воздейтсвие которого осущ. Через управление религией, наукой, ис-вом, через трансляцию гос.идеологии;
создатели культ.ценностей, их пропагандисты и использователи в своих полит, нац, конфесс и др.целях;
отдельные физ лица, имеющие в этой сфере свои интересы и располагающие соответ.ресурсами.
Т.О. культурная политика – это определенное воздействие субъекта культурной жизни на культуру с целью сохранения или изменения нац.картины мира или каритны мира некой субультуры.
Цели К.П:
Формирование общенац.картины мира и ее распространение среди граждан;
Поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям;
Развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности.
Средства осуществление К.П. разнообразны – соц.институты религии, ис-ва, науки, занимающиеся созданием новых культур.ценностей, отбором накопленного культ.богатства. Каналы распространения – соц.институты образования, СМИ. Все это – комплекс, формирующий картину мира в массовом сознании.
К.П. имеет два аспекта:
Внутренняя К.П напрвлена на формирование общенац.картины мира и ее распространение среди граждан; поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям; развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности.
Внешняя К.П направлена на защиту своеобразия картины мира от внешних влияний более сильных культур; пропаганду важнейших фрагментов нац.културы за рубежами нац.гос-ва с целью ознакомления. Бывают инновационная К.П. (субъект стремиться ускорить эволюцию картины мира) и консервативная (субъект стремится замедлить эволюцию, сохранить ядро культуры).
Современное гос-во имеет механизмы К.П. В каждом развитом государстве есть соц.институты, уполномоченные выполнять функции:
общественного признания отдельных произведений ис-ва и их авторов;
отбора, хранения, трансляции культ.благ, полученных из прошлого и освящаемых самым фактом хранения;
формирования вкусов и интересов потребителя.
Культурная политика демократического гос-ва – это деятельность, предполагающая:
формирвание основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общетсва и о должном состоянии культурной жизни;
определение приоритетных целей развития культуры;
их реализацию с помощью распределения различного вида ресурсов.
Есть регулирование и саморегуляция культуры. Управление этой сферой:
научно-идеологичекий – через худ.культуру, эстетику, историю, социологию
социально-психологический – через художников и аудиторию, придания им статуса.
правовой – законодательное регулирование, обеспечение доступности культ.ценностей, защита прав художников
экономический – ценовой механизм
Управление – это распределение ресурсов. Поэтому принципы финансовых взаимоотношений культуры и гос-ва являются краеугольным камнем культурной политики и связаны с лежащей в основе этой политики концепцией. Есть два типа финансирования культурной жизни: первый исходит из того, что культура д.добывать сама средства, роль государства – факультативное участие в регулировании культурной жизни; второй – культура – важнейший инструмент воспитательного воздействия на человека и гос-во д.использовать такую возможность в своих целях.
. Любое общество имеет культурное ядро. Гос-во д.сохранять ядро, влиять на динамику субкультур, регулируя их взаимодействие. Все типы субкультур (инновационные, консервативные, криминальные и др.) имеют своеобразные картины мира и характеризуются различными интересами в сфере культуры. Поэтому культурная политика учитывает наличие наиболее крупных субкультур, признавая их культурные, художественные потребности и СК права.
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.