logo search
Конспект к экзамену_4 семестр_2 курс_Синтез зву

14. Шумы в фильме.

Один из важнейших элементов звука в кино и ТВ – это шумы.

Шумы – это «язык вещей». В звуковой фактуре фильма все, что не является человеческой речью, музыкой или паузой, принято называть шумами. Шумовые эффекты, как и речь, составляют важный элемент звукового ряда и дополняют изображение. Шумы переплетаются с музыкой и выступают не только объектом музыкальной стилизации, но и непосредственно, как содержание звуковых явлений. Поэтому нельзя оставить их без внимания в нашем изложении. Однако следует заранее подчеркнуть, что шумовые эффекты функционируют в звуковой сфере фильма иначе, чем музыка и речь.

Большинство шумов представляют собой однократное явление и передают информацию о чем-то реальном. Шумы не развиваются непрерывно, как музыка или речь, хотя в некоторых случаях это может иметь место и привести к специфическим эффектам. Правда, речь тоже функционирует иначе, чем музыка, но и она требует более продолжительного времени, чем шумовые эффекты. Долго длятся лишь немногие шумы (шум воды или леса, грохот повозки, поезда и т. п.). Большинство же шумов – фактуры кратковременные. Если их нужно продлить, то это возможно только путем музыкальной стилизации или путем перевода в музыку. Тогда музыка добавляет к шумовому эффекту свой собственный эмоциональный подтекст и этим расширяет его действие.

Как и все компоненты, из которых формируется фильм, звук подвержен художественному отбору и организации. В полной мере это касается и шумов. В сочетании с видеорядом шумы формируют образную фактуру фильма; более того, они могут создавать собственные художественные образы. Пример этого можно найти в классическом фильме “Мертвый сезон”. В нем показаны картины холодного, дождливого, неприветливого города в котором работает разведчик. В этом фильме очень оригинально использованы шумы. Видеоряд слежки за разведчиком сопровождается стоп-кадрами и утрированным звуком щелчка затвора фотоаппарата следящих за ним спецслужб. Звук затвора звучит как выстрел, как приговор разведчику. После ареста, когда его допрашивают, все кружится, как в калейдоскопе, звучит хаос тревожных звуков, построенных на основе шумомузыки, подчеркивающих принятые героем на себя груз будущих испытаний. Можно утверждать, что именно звук, а не изображение в этих сценах несет главную эмоциональную нагрузку. Он передает драматизм ситуации на экране: отключите звук – и исчезнет трагедийная сущность эпизода.

Звук в фильме может иметь несколько функций, главные из которых - иллюстративная (непосредственная привязка звука к изображению, пример - “проехала машина – зашуршали шины”) и ассоциативная, расширяющая рамки видеокадра. Пример (также с автомобилем): кадр изображает загородный дом, снаружи слышится звук шуршащих шин и писк тормозов – герои, находящиеся в комнате дома, оборачиваются к двери: они ожидают, что кто-то сейчас зайдет в комнату.