14. Шумы в фильме.
Один из важнейших элементов звука в кино и ТВ – это шумы.
Шумы – это «язык вещей». В звуковой фактуре фильма все, что не является человеческой речью, музыкой или паузой, принято называть шумами. Шумовые эффекты, как и речь, составляют важный элемент звукового ряда и дополняют изображение. Шумы переплетаются с музыкой и выступают не только объектом музыкальной стилизации, но и непосредственно, как содержание звуковых явлений. Поэтому нельзя оставить их без внимания в нашем изложении. Однако следует заранее подчеркнуть, что шумовые эффекты функционируют в звуковой сфере фильма иначе, чем музыка и речь.
Большинство шумов представляют собой однократное явление и передают информацию о чем-то реальном. Шумы не развиваются непрерывно, как музыка или речь, хотя в некоторых случаях это может иметь место и привести к специфическим эффектам. Правда, речь тоже функционирует иначе, чем музыка, но и она требует более продолжительного времени, чем шумовые эффекты. Долго длятся лишь немногие шумы (шум воды или леса, грохот повозки, поезда и т. п.). Большинство же шумов – фактуры кратковременные. Если их нужно продлить, то это возможно только путем музыкальной стилизации или путем перевода в музыку. Тогда музыка добавляет к шумовому эффекту свой собственный эмоциональный подтекст и этим расширяет его действие.
Как и все компоненты, из которых формируется фильм, звук подвержен художественному отбору и организации. В полной мере это касается и шумов. В сочетании с видеорядом шумы формируют образную фактуру фильма; более того, они могут создавать собственные художественные образы. Пример этого можно найти в классическом фильме “Мертвый сезон”. В нем показаны картины холодного, дождливого, неприветливого города в котором работает разведчик. В этом фильме очень оригинально использованы шумы. Видеоряд слежки за разведчиком сопровождается стоп-кадрами и утрированным звуком щелчка затвора фотоаппарата следящих за ним спецслужб. Звук затвора звучит как выстрел, как приговор разведчику. После ареста, когда его допрашивают, все кружится, как в калейдоскопе, звучит хаос тревожных звуков, построенных на основе шумомузыки, подчеркивающих принятые героем на себя груз будущих испытаний. Можно утверждать, что именно звук, а не изображение в этих сценах несет главную эмоциональную нагрузку. Он передает драматизм ситуации на экране: отключите звук – и исчезнет трагедийная сущность эпизода.
Звук в фильме может иметь несколько функций, главные из которых - иллюстративная (непосредственная привязка звука к изображению, пример - “проехала машина – зашуршали шины”) и ассоциативная, расширяющая рамки видеокадра. Пример (также с автомобилем): кадр изображает загородный дом, снаружи слышится звук шуршащих шин и писк тормозов – герои, находящиеся в комнате дома, оборачиваются к двери: они ожидают, что кто-то сейчас зайдет в комнату.
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.