10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
Звук, непосредственно привязанный к изображению его источника, видимого на экране, выполняет иллюстративную функцию.
В современном кино это – не главная задача. Тиканье часов просто оживляет кадр с часами в нем, ничего не добавляя к происходящему в кадре. Когда же часов в кадре не видно (они подразумеваются за кадром), но звук их отчетливо слышен, такое режиссерское решение расширяет рамки кадра. Тиканье в этом случае может обозначать и неумолимое течение времени, и пришествие чего-то непреодолимого, т.е. вызвать у зрителя ассоциации.
Ассоциативный закадровый звук может внести в восприятие изображения эмоционально-драматический смысл. Применение звуков только по признаку только их служебного, иллюстративного назначения (напр., на экране скачет лошадь – слышен топот копыт) не приведет зрителя к задуманным режиссером ассоциациям. Для достижения задумки, звуковые фактуры (как и зрительные образы) необходимо привести в образную форму – тогда они будут акцентировать смысл действия. Выбор звуковой фактуры может показаться делом более простым, чем это есть на самом деле. Один и тот же звук (напр.- пароходный гудок), в зависимости от контекста, может передать несколько разных характеров – грустный, тревожный, комический (соответствующие примеры разновидностей такого гудка – фильмы «Жестокий романс», «Титаник» и «Волга-Волга»).
- 4 Семестр, 2 курс.
- 1. Предпосылки возникновения искусства кино.
- 2. Переход от немого к звуковому кино.
- 3. Развитие кино в Украине.
- 5. Виды звука в фильме: речь, музыка, шумы, пауза.
- 6. Образность звуков в искусстве кино.
- 7. Основные принципы соединения (синтеза) звука и изображения.
- 8. Многоплановость звука и изображения.
- 9. Основные методы синтеза звука и изображения.
- 10. Звук за кадром. Иллюстративный и ассоциативный звук в фильме.
- 11. Ассоциативное соединение звука с изображением.
- 12. Функции речи.
- 13. Речь, как ведущий элемент звукового сопровождения фильма.
- 14. Шумы в фильме.
- 15. Тишина (пауза) в фильме.
- 16. Функция музыки в фильме.
- 17. Функция иллюстративности музыки в фильме.
- 18. Взаимосвязь музыки и движения фильме.
- 19. Формы музыкально-зрительного монтажа (соединения).
- 20. Музыкальный и речевой баланс.
- 21. Принципы монтажа в кино.
- 22. Требования к монтажу фонограмм.
- 23. Звук в качестве монтажной связки.
- 24. Звуко-зрительный монтаж «с захлестом».
- 25. Синхронный и асинхронный вид монтажа.
- 26. Контрапунктный способ монтажа изображения и звука.
- 27. Монтаж шумов c изображением.
- 28. Стыковка реплик при монтаже фонограмм.
- 29. Монтаж музыкальных и шумовых фонограмм.
- 30. Особенности киномузыки.