3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
Прикладная культурология (ПК) – отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяет механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывает технологию обеспечения условий для реализации дух, худ., творч. потенций людей.
Объект ПК – человек, личность, индивидуальность, соц.обность
Предмет ПК – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурализации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития дух.интересов и потребностей; методика вовлечения личности или соц.общности в мир культуры.
Цель ПК:
приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, технике и способах деятельности;
формирование интелл. и практ. навыков и умений в сфере соц., научно-тех., и худ. тво-ва;
создание, сохранение, освоении, распространение, воспроизведение ценностей культуры;
усвоение способов КД тво-ва;
удовлетворение и обогащение дух-эстет. интересов и потребностей;
воспитание в кждом человеке повседневной культуры, культуры быта, досуга.
Задачи ПК:
выявить закономерности, принципы, средства, методы, формы создания, освоения, сохранения культ.ценностей в соц-псих., религ., нравств., эколог.сферах;
получить знания о закономерностях формирование и развития разлчных субъектов культуры личности, соц.группы и др + найти оптимальные механизмы регулирования скпроцессов;
формирование теорет.оснований и механизмов разработки осущ-я гос.культ.политики.
Функции ПК:
Научно-методическая – методологическое обоснование созидающего потенциала СКД и метод.обеспечение его реализации;
Политико-проективная – правовая, эк., полит., дух.обеспечение СКД, социокульт.проектирование;
Культуроохранительная – обоснование технологий соъхранения прир. и культ.среды, ценной к-ры.
Культуросозидающая – разработка и реализация механизма вовлечения человека в мир культуры:
Хоминизация индивида – процесс приобщения общегуман. нравств. качеств, основ физиологической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, адаптация органов восприятия к конкретным формам при. и культ.среды
Социализация индивида – процесс и результат включения человека в социум,
Инкультурализация - вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о миров.
Индивидуализация – это создание благоприят.условий для творч.потенций личности.
Культуротворческая - научно-метод.обеспеч.процесса вовлечения человека в инф.общество 21 века и различные формы СКтво-ва
Взаимообогащающая – выявление принципоы реализации дух.потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему соц.коммуникаций, восприятия чел-ка чел-ком, формирование к-ры делового общения.
Культуроориентирующая - раскрытие всепоглощающего хар-ра к-ры, механизма, обеспечения к-ры труда, быта, внедрение эстет. начал во все виды и формы жизнедеятельности.
Как научная дисциплина ПК опирается на фундамент. Культурологию, на такие ее направления как философия культуры, аксиология к-ры, соц-я к-ры, эк-ка к-ры, этнокультура, народная культуры, фольклористика и др.
В рамках культурологии как единой науке о культуре ПК органично связана с системой человекознания, философией, историей, соц-ей, психологией.
Методологические и методические принципы ПК основываются на закономерностях реализации твор.потенций личности, но механизмы удовлетворения и возвышения ее дух.интересов и потребностей.
Науки, которые входят в ПК:
Основы ПК – объект, предмет, закономерности, формы, методы; Методика формирования обыденной культуры (особенности процесса хоминизации – индивидуализации в условиях реальной жизни) ;Социокультурная адаптация; Культура общения; Культурология досуга ; Функциональная культура – инф-метод.обеспечение СКД.
Ведущие сферы реализации ПК – проф-трудовая дея-ть, система непрерывного образования, область семейно-бытов.отношений, сфера скжизни.
Важнейшие направления научной и практической деятельности специалистов ПК:
выявление, удовлетворение, последоват.возвышение ск интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации;
разработка фед.,регион., ведом. культурных программ и технологий их осуществления;
стимулирование инноваций в сфере к-ры;
управление эк.и правов.механизмами созд-я культ.среды и орг-ции скд;
внедрение эфф.культуролог. и соц-пед.методик развития творч. потенций личности;
правовое, кадровое и методич.обеспечение различных форм соц,худ и научно-тех.тво-ва населения;
использование мирового опыта стимулирования ск активности людей.
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.