logo search
Istoria_Iskusstv1sem

55. Творчество Феофана Грека.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии).

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

Феофан Грек был мастером характеристик святых; старцы отличаются суровыми и сильными характерами. Росписи Троицкого предела отличаются смелым размещением изображений.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублёвым в 1405 году. Также Феофану иногда приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост.

Совместно с Андреем Рублевым и Прохором из Городца - роспись Благовещенского собора в Кремле (второй ряд иконостаса), колорит насыщен и ярок.

Сохранились в новгородской церкви Спаса на Ильине (1378) пророки, святые, ангелы и отшельники, грозный пантократор – образцы острых психологических характеристик живописи Феофана – одно из самых ярких проявлений эмоционального стиля в русском искусстве конца 14 века. Который сказался на литературных произведениях («Жития» Епифана Премудрого).

Использовал идеи исихазма. Для него характерны резкие пробелы, как вспышки света, которые помогали передать состояние духовности в лике. Использовал ограниченную тёмную цветовую гамму (чёрный, белый, много оттенков красно-коричневого). По рассказам, писал не глядя на образцы, без разметки.