4.1. Материальная культура.
Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности субъектов культуры, но и неотделима от последних.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для личности и социума (орудие труда, книга, храм, жилой дом, украшение и т. д.).
Материальная культура -- это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода, физическая, врачебная и иные отраслевые направления культуры, воплощённые в материальных формах «искусственной среды», «вторичной предметности». Её вещественные образцы являются «механизмами памяти», технологии и форм их воспроизводства, совершенствования и воспроизводства (рационализации и изобретения новых).
Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека и отражение качества развития субъектов материальной культуры.
Культурная деятельность субъектов культуры по развитию материальной культуры подразделяется на производственно-технологическую культуру (вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека); на культуру воспроизводства человеческого рода (сфера культуры интимных отношений между мужчиной и женщиной, сфера культуры обеспечения здоровья методами врачевания и спорта). Она во многом зависит от качества институциональной культуры управленческих структур социума.
Вещественные объекты материальной культуры (мосты, храмы) существуют очень долго, а образцы духовного состояния, форм её выражения (церемонии, обряды) - только то время, пока их исполняют и поэтому любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике.
Знания выражаются через книги, обычай приветствия -- через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука -- это ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника -- галстука, который является артефактом культуры.
В культурологии вопрос первичности материи или духа решается следующим образом: в культуре первично - значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации -- первично. Но не обо всех элементах культуры можно так однозначно сказать. Одежда, например, у славяно-русов, выполняет три функции: физическую (защищает тело от холода, сырости), культурную (служит украшением) и охранительную – оберегает душу человека через систему оберегов в форме, например, вышивок и украшений.
Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. А у южных народов, наоборот, -- первична культурная функция, а вторична материальная (теплый климат позволяет обходиться без одежды, которая выполняет знаковую и информационно-смысловую, идеальную функцию).
В развитии материальной культуры выделяют четыре орудийно-хозяйственных вида деятельности -- присваивающее, производящее, индустриальное и научно-технологическое (информационно-виртуальное).
Присваивающее хозяйство было первичной основой нарабатывающей материальную культуру. Оно до настоящего времени существует на основе широко используемого принципа – собирательного присвоения для использования (рыболовство, добыча угля, газа, нефти, иных природных ископаемых и т. д.)
Производящее хозяйство характеризуется созданием новой материальной среды на основе создания, производства новых технологий, орудий и средств труда и продукции.
Так, производящий принцип хозяйствования характеризуется использованием в области энергетики силы ветра, падающей воды, тягловой силы животных, созданием школ в образовании. В сельском хозяйстве произошёл переход от использования стихийных сил (даров) природы к наработке новых технологий интенсификации их производства: формируются агрокультурные технологии, появляются искусственно созданные сорта растений, породы животных, происходит разделение земли на по-разному и в разное время возделываемые участки, почва удобряется, поливается и т. д.
Идет строительство городов. Создаются различные механизмы. В металлургии, машиностроении применяются законы механики, алхимии.
Индустриальное хозяйство характеризуется профессионально-отраслевой «промышленнизацией», автоматизацией, специализацией всех областей и технологий жизнедеятельности людей и социумов: разделением образования на ступени обучения - на общее и профессиональное; широким использованием конвейерных технологий на производстве, в питании, в сферах досуга, науки и искусства и т. д.
Так, наука, с одной стороны, была разделена на фундаментальную и прикладную, а с другой стороны, - внутри самой себя отошла от принципа обязательного наличия у учёных энциклопедических знаний, перейдя к формированию всё более конкретно-специализированных частных наук и научных направлений внутри традиционно сложившихся научных школ и теорий.
Постиндустриальное (научно-технологическое, информационно-виртуальное) общество складывается на основе очередного скачка в развитии научно-технического прогресса, появления сверхновых нанотехнологий во всех областях деятельности человека и социума.
Оно характеризуется появлением революционных для всех областей жизни людей образцов сверхсложных и высокоэффективных «высоких» технологий и нанотехнологий, генная инженерия, появление компьютерных технологий теоретического анализа и материального производства, интернета и информационных банков, начался процесс информационно-виртуального общения людей и управления (на основе радиочастот от вживлённых в организм человека микрочипов, ) орудиями и средствами труда, механизмами и т. д. Эти и иные высокотехнологичные достижения охватили все сферы человеческой культуры.
Историческое сложение культуры по закону неуничтожимости культуры образует культурные стереотипы (некоторый тип вещей сохраняет свои признаки во времени). Стереотипы составляют структуру материальной культуры. Развитие стереотипов имеет закономерности. Следование стереотипам в их закономерном развитии называют технической грамотностью.
Становление материальной культуры, таким образом, обусловлено технической грамотностью. Развитие стереотипов проходит поэтапно, каждый из которых отличается от другого определенными признаками.
Развитие стереотипов идет в соответствии с развитием семиотических средств и семиотических произведений. Сами семиотические средства позволяют построить семиотические произведения, продвигающие другие области материальной культуры. Стереотипы определяют развитие всех форм материальной культуры.
В итоге, совокупность стереотипического развития образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры, которые сосуществуют и дополняют друг друга в едином стереотипе.
Анализ стратификации материальной культуры показывает возрастающую роль семиотики в формировании искусственной среды обитания и материальной культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искусственной среде и материальной культуре и действий с этими предметами.
Таким образом, материальная культура существует в двух видах -- предметной материальной культуры и семиотической материальной культуры.
Предметная материальная культура хранится, систематизируется и используется так, как это свойственно каждой категории материальной культуры.
Семиотический вид материальной культуры -- слова, технические рисунки, таблицы, расчеты и др. - становятся предметами архивного хранения.
Учитывая сложность и единичную представленность предметов материальной культуры, их семиотические аналоги и семиотические разработки занимают в материальной культуре все больший объем. В семиотических образах хранятся не только воплощенные в материал предметы, но и замыслы и технологии предметов, которые не реализованы по каким-либо причинам.
Таким образом, вхождение в материальную культуру обусловлено спецификой пользования объектами техники, имеющим сложную природу и состоящим из следующих видов деятельности: материальное производство, торговля, финансы, управление, развлечение, изобретение, информация, образование.
Все виды и этапы развития жизнедеятельности людей характеризуются постоянным в истории человечества нарабатыванием новых и совершенствованием прежних технологий производства объектов материальной культуры.
- Сибирский государственный
- Предисловие
- Раздел I: программа курса Цели и задачи курса.
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 3. Учебный и тематический план:
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии (4 часа)
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Тема 3. Историческая типология культуры. Культурные
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1: Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
- 1.1. Предмет исследования культурологии
- 1.2. Методы культурологического познания
- 1.2.1. Герменевтика
- 1.2.2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры
- 1.3. Культура как многоуровневая система. Универсальность культуры в конкретных формах её проявления.
- 1.3.1.Пространственные и временные конструкции культуры
- 1.3.2. Структура культуры
- 1.3.3. Функции культуры
- 1.3.4. Элементы культуры
- 1.3.5. Языки культуры
- 1.4. Цивилизация и культура
- 1.5. Культура и природа
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 2: Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Концепция культуры и. Г. Гердера
- 2.2. Культурологическая концепция ф. Ницше
- 2.3. Философия культуры о. Шпенглера, её влияние на культурологию
- 2.4. Культурологические взгляды Альфреда Вебера
- 2.5. Культурологическое учение Макса Вебера
- 2.6. Культурфилософская концепция э. Гуссерля
- 2.7. Концепция культуры к. Ясперса
- 2.8. Психологическая интерпретация культуры: концепция з. Фрейда
- 2.9. Культурологические идеи к. Г. Юнга
- 2.10. Концепция «круговорота локальных цивилизаций» а. Тойнби
- 2.11. Структуралистские исследования культуры
- 2.12. Постструктуралистские исследования культуры
- 2.13. Основы культурологической концепции а. Швейцера
- 2.14. Марксистская концепция культуры
- 2.15. Информационные модели культуры
- 2.16. Западноевропейские концепции игровой культуры
- 2.17. Место и роль России в диалоге культур
- 2.18. Концепция культурно-исторических типов н. Я. Данилевского
- 2.19. Концепция культурных суперсистем п. А. Сорокина
- Контрольные вопросы и задания.
- Тема 3: Типология культур. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет, характер.
- 3.1. Типология культур
- 3.2. Основной культурный код и его частные производные
- 3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура
- 3.4. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 3.5. Миф как культурная форма и культурный код
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 4: Материальная и духовная культура.
- 4.1. Материальная культура.
- 4.2. Категории материальной культуры
- 4.3. Духовная культура
- 4.3.1. Культурные нормы
- 4.3.2. Место и роль морали в культуре
- 4.3.3. Аномия в культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 5: Субкультуры и их специфика.
- 5.1. Специфика сельской и городской субкультур
- 5.2. Специфика субъектов культуры
- 5.3. Элитарная и массовая культуры
- 5.4. Молодёжная субкультура
- 5. Раскройте содержание понятия «специализированная культура»?
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- 6.1.Культурная динамика
- 6.2. Время как формообразующий фактор культуры
- 6.3. Школа как феномен культуры
- 6.4. Профессионально-организационная культура.
- 6.5. Искусство как вид культуры
- 6.6. Возникновение искусства
- 6.7. Виды искусства
- 6.8. Социальные функции искусства
- 6.9. Наука и искусство
- 6.10. Особенности современной культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- 37. Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- 38.Там же. Азия-Ближний Восток-Африка-Америка-Австралия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Раздел III: хрестоматия
- Часть 1: Культурологические взгляды теоретиков
- Вебер м. Избранные произведения
- Кассирер э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры
- Глава хi. Заключение и выводы.
- § 112. Универсалии истории
- § 113. Культурные паттерны и развитие культуры
- Лиотар ж.-ф. Постсовременное Состояние
- Ницше ф. О пользе и вреде истории для жизни
- Человеческое слишком человеческое
- К генеалогии морали
- Ницше ф. Так говорил Заратустра
- Тайлор э.Б. Первобытная культура
- Тойнби а. Постижение истории
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии
- Фрейд з.Неудовлетворенность культурой.
- 1. Феномен культуры, общая характеристика
- Фромм э. Иметь или быть? Большие надежды, их крах и новые альтернативы. Конец иллюзии
- Почему Большие Надежды потерпели крах?
- Комментарий
- Хайдеггер м. Время и бытие в чем состоит человечность человека? Она покоится в его сущности.
- Хейзинга й. Homo Ludens
- Хейзинга й. IV. Основные условия культуры
- Хейзинга й. В тени завтрашнего дня
- Шпенглер о. Закат Европы
- Шпенглер о. Проблема всемирной истории физиогномика и систематика
- Шубарт в. Европа и душа Востока Противоречие между Западом и Востоком как проблема культуры
- Юнг к. Г. Архетип и символ
- Ясперс к. Смысл и назначение истории
- 2. Какие события непосредственно вели к началу истории?
- 1. Осевое время
- 1. Характеристика осевого времени
- У. Осевое время и его последствия
- 1. Структурирование мировой истории осевым временем
- 2. Мировая история после прорыва осевого времени
- Часть 2. Культурологические концепции представителей российской науки Бердяев н.А. О рабстве и свободе человека
- О культуре
- Вернадский в.И. Несколько слов о ноосфере.
- Данилевский н. Я. Россия и Европа
- Замышляев в. И. Культурологическая экспертиза глобализма
- Каган м.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы
- Лихачев д.С. Письма о добром и прекрасном
- Малиновский б. К. Функциональный анализ
- Iу. Первые подступы к функционализму
- У. Узаконенные единицы культурного анализа
- Раздел IV: методические указания
- 1.2. Общие требования к контрольной работе
- 1.3. Основные этапы работы
- 1.4. Требования к техническому оформлению
- 1.5. Оформление научно-справочного аппарата
- 1.6. Устная защита контрольной работы
- Заключение
- 1.7. Библиографический список
- 2. Тематика контрольных работ
- Тема 1: Культурология как наука.
- Тема 2: Истоки культурологии
- Тема 3: Концепция культуры в философской и научной мысли 20 века.
- Тема 4: История и теория формирования смысла понятия «культура».
- Тема 5: Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии.
- Тема 6: Категории культурологии. Менталитет, ментальность.
- Тема 7: «Культурная картина мира», как категория культурологии:
- Тема 8: Этнос и национальная культура.
- Тема 9: Генезис культуры.
- Тема 10: Природа и культура.
- Тема 11: Сущность культуры. Социальный аспект.
- Тема 12: Мир человека как культура.
- Тема 13: Язык и символы культуры.
- Тема 14: Ценностная природа культуры.
- Тема 15: Преемственность в развитии культуры.
- Тема 16: Проблемы типологии культуры.
- Тема 17: Динамика культуры.
- Тема 18: Кризис культуры как феномен культурного развития.
- Тема 19: Прогресс и регресс в культурном развитии.
- Тема 20: Элитарная и демократическая культура.
- Тема 21: Мифология как компонент культуры.
- Тема 22: Античная культура. Наука в системе культуры.
- Тема 23: Гуманизм как основное содержание культуры эпохи Возрождения.
- Тема 24. Культура славяно-русов Киевской и Новгородской Руси.
- Тема 25: Россия и Сибирь.
- Тема 26: Экология и культура.
- Тема 27: Техника и культура.
- Тема 29: Культура средневековой Руси
- Тема 30: Художественное и бытовое творчество на Руси в 15-17 веках
- Тема 31: Литература и образование в России 18 века
- Тема 32: Искусство в России 19 века.
- Тема 33: Тенденции развития культуры в России начала 20 века.
- Тема 34: Сравнительный анализ содержания тенденций развития советской и российской (на рубеже 2-3 тысячелетий) культуры: киноискусства и литературы.
- Тема 35: Сравнительный анализ влияния технической эстетики, производственной культуры на этно- и социо- культуру советского и российского гражданина
- 3. Тесты для проверки остаточных знаний
- Вопросы к зачёту
- Библиографический список (по учебному курсу «Культурология») Справочный и монографий
- Он же. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. М., 1988. №1. Хрестоматий
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- По истории зарубежной культуры Основной
- Античность, как тип культуры
- Дополнительная
- По истории отечественной культуры
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Дополнительный
- Словарь культурологических терминов
- Приложение 1
- Глава 2._______________________________________________________________
- Всеобщая декларация прав человека
- Всеобщая декларация прав человека
- С о д е р ж а н и е
- Раздел I: программа курса 7
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии:
- Тема 3. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет,
- Тема 4. Материальная и духовная культура. 119
- Тема 5. Виды, формы, субъекты культуры и их специфика.
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации
- Раздел III: хрестоматия по теоретическим основам
- Часть 1. Культурологические взгляды теоретиков зарубежных
- Часть 2. Культурологические концепции представителей
- Раздел IV: методические рекомендации к самостоятельному
- Библиографический список 347