23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
Приоритет образовательно - развивающей функции СКД (ценности совр. об. – образование, профессионализм, общекультурной развитие).
Процесс формирования культуры начинается с рождения и продолжается всю жизнь во всех сферах бытия. Однако решающую роль в нем играет система непрерывного общего и профессионального образования.
Наряду со средней и высшей школой возник ряд иных каналов культурологического образования, но за ней сохраняется функция стержневого звена в сложной системе формирования личности как субъекта культуры (научная обоснованность воздействия школы, выверенное содержание учебной деятельности; педагогические кадры, владеющие методикой обучения). Но школа должна взаимодействовать с другими институтами формирования личности, которые включают человека в социальную практику. = Культурологическая модель образования!! Ведь освоение учащимися содержания общего образования – не самоцель, а лишь средство формирования интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной личности (культурологич. модель ориентирована именно на это).
Школа в союзе с системой дополнительного образования и различными формами СКД могут и должны дать обучающимся:
- знание закономерностей развития природы, общества и человека;
- владение технологиями информационно-познавательной, социальной и проф-трудовой деят.
- осмысленное представление о культуре и ее ценностях, об отношениях чел. к природе, окружающим, самому себе, о сути национ-х и общечел-х культурных традиций;
- реальную возможность, ориентируясь на принятую в Об. систему ценностей и норм, конструировать себя по законам красоты и принципам отеч. культуры.
Воспитание искусством неотъемлемая часть воспитания нравственного. Искусство помогает растущему человеку постичь мир, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует социализации индивида. В этой связи перед школой сегодня стоит важнейшая задача — привести художественное воспитание в соответствие с потребностями преобразующегося общества. С целью целостного "возделывания" ребенка необходимо достичь органического единства учебной и внеучебной работы посредством предоставления каждому учащемуся в свободное от учебы время возможности здесь же в стенах школы заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В средних школах введены специальные должности педагога-организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы).
Опытно-экспериментальная работа, осуществленная в ряде школ Санкт-Петербурга показала, что даже на уровне теперешнего кадрового обеспечения школы, то есть без дополнительного привлечения финансовых средств организация досуга может осуществляться по следующим направлениям:
1. Организация художественно-массовой работы.
2. Развитие прикладного искусства, художественного и технического творчества.
3. Развитие физкультуры и спорта.
4.Организация работы с родителями учащихся:
а) по пропаганде педагогических знаний;
б) по организации семейного досуга.
А если учесть все материальные средства и кадровый потенциал клубов по месту жительства, детских домов культуры и спортивных учреждений (в той части, в которой они занимаются организацией досуга детей, подростков и юношества за счет финансирования из госбюджета), то школа вполне в состоянии будет реализовать целевую комплексную программу организации досуга учащихся.
Программа, кроме организации целенаправленной и систематической массовой, кружковой и индивидуальной работы со школьниками, непременно должна содержать в себе ряд мер, нацеленных на обеспечение педагогики сотрудничества триумвирата: педагог ребенок-родители посредством организации в школе совместных субботних массовых театрализованных представлений для родителей и детей, организации дискуссионных клубов, спортивных игр и секций, самодеятельных объединений по интересам, обеспечением работы столярных и слесарных мастерских, консультационных пунктов по различным вопросам.
Закон РФ «Об образовании» - задачи: «обеспечить адекватный мировому уровень общей и проф. культуры Об.; интеграцию личности в систему мировой и нац. культуры».
Необходимо формировать культурную компетентность – совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления культурной жизни, адекватно являть социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в СКД.
Вовлечение школой или вузом чел. в мир культуры, в активную СКД, несовместимую с какими-либо социальными отклонениями (наркомания…, экстремистские группировки), формирует его нравстенно-эстетический и эколого-гражданский иммунитет.
Модель непрерывного образования, стержнем которого выступает идея содействия раскрытию сущностных сил человека, в наибольшей мере удовлетворяет концепции педагогической культурологии о принципиальной незавершимости образования.
Таким образом, в условиях нового информ. Об. миссия проф. образ. состоит в подготовке высококвалиф. спец-ов, способных адаптироваться в быстро изменяющемся мире, т.е. способных к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни адекватно динамике культуры; а основными тенденциями его развития являются:
= культурологизация, обусловливающая внедрение элементов знаний о К. и специфике ее проявления во все компоненты образования и включение в образ. стандарты перечня общекультурных качеств специалиста;
= гуманизация, централизующая личность обучаемого, развитие его индивид. способностей, ценностных ориентаций, общей К. как механизмов мотивации образования. Особое место в гуманизации системы образования занимает создание культурной среды обучающихся, когда они вовлекаются в культурно-просветительные и социально-творческие формы внеучебной деятельности, в процессе которой они постигают инф. из области истории и теории К.; посещают театры, музеи, филармонию; за ним. спортом, проявляют и утверждают себя в разл. областях соц. – культ. творчества;
= демократизация, ориентирующая на усиление гуманистических и социальных аспектов образ. процесса.
- 1.1 Социально-культурная деятельность в современной жизни общества.
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений,
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.
- 3.2. Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности,
- 5.1. Средства скд и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины 2.
- 5. Гедонистическая функция
- 6.2, Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Тенденции Развития инфраструктуры ск сферы в современных условиях
- 7.2. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции скд.
- 7 Функций скд обеспечиваются функциями прикладной культурологии:
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития,
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации).
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1 Ведущие сферы формирования культуры личности.
- 10.2 Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства
- I этап: Формулировка идейно - тематического замысла:
- II этап: Изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. Критерия аудитории
- III этап: Написание театрализованного сценария, т.Е. По законам драматургии:
- 11.1 Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 12.1 Социальная информация: виды, типы и свойства
- 12.2. Методы изучения состояния скд
- 2. Устный опрос:
- 3. Метод анкетирования
- 4. Метод эксперимента
- 13.1, Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2 Технологии разработки и реализации региональных ск программ
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления скд.
- 15.2. Культурология семьи и учет ее требований в организации семейного досуга.
- 16.1. Особенности предпринимательства в скс.
- 2. Труд
- 3. Капитал
- 4. Информация
- 16.2 Нормативно-правовое, зкономическое и организационное обеспечение деятельности социально-культурных объединений.
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II
- 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (Роль скд на каждой из этих стадий).
- 18.1, Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности.
- 18.2 Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества
- 19.1 Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения. Проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия. Виды и особенности проявления в скс.
- 21.2, Принципы скс.
- 22.1 Правовое и организационное обеспечение туристской деятельности
- 22.2 Скд в эпоху Петра I
- 23.1 Коммерческие структуры в Культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности (см.Помпеев)
- 23.2. Скд в системе непрерывного образования (Ариарский, с.283-335)
- 24.1. Технологиибизнес-планирования в социо-культурном проектировании
- 24.2. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведеиня различных игровых программ
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала 21 века и тенденции их развития.
- 1. С т.Зр. Потребителя
- 2. С т.Зр. Самой индустрии туризма
- 25.2Информационная культура личности: сущность, структура, методика формирования
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность» Ведущие признаки игровой деятельности
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами скд
- 28.1. Роль скд в становлении и развитии гражданского общества.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрайзинг в скс: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений скс.