logo search
шпоры кап

8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.

Зарождение замысла – сложный процесс, связанный с ин¬ди-видуальными особенностями творческой личности, его ми¬ро-восприятием и мироощущением. Возникновение замысла придает поначалу хаотичной работе целенаправленность, не ограничивая при этом воображение, интуицию, фантазию.

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова трактует замысел как «нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова определяет замысел в двух значениях:

1. Задуманный план действий, деятельности, намерение.

2. Заложенный в произведении смысл, идея.

Словарь литературоведческих терминов характеризует твор¬ческий замысел как представление об основных чертах и свойствах художественного произведения, его содержании и фор¬ме, как творческий набросок, намечающий основу произ¬ведения.

Тема (от греч. théma – то, что положено в основу)

В замысле культурно-досуговой программы присутствуют не только личность сценариста, его видение мира, но и конечное звено творческого процесса – зритель, аудитория. Не случайно Ю. Борев отметил, что творчество – это процесс отчуждения замысла от художника и передачи его через произведение читателю, зрителю, слушателю.

Таким образом, в основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит ее (программы) тема и идея.

В.И.Даль определяет тему как «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Другими словами, тема культурно-досуговой программы – это круг жизненных явлений, вопросов, проблем, которые волнуют автора и аудиторию, причем наиболее актуальных и художественно осмысленных.

Выбор темы досуговой программы определяется миро¬ощу¬ще¬нием автора сценария, его жизненными ценностными ориен¬тациями, теми явлениями и связями, которые он счи¬та¬ет наиболее важными.

Тема неразрывно связана с идеей драматургического про¬из-ведения, которая характеризуется как его содержательно-смысловая целостность и продукт эмоционального пережи¬ва¬ния и освоения жизни автором

Однако идея не может быть сведена лишь к главной автор¬ской мысли. Она – ракурс, точка зрения автора на «факты жиз¬ни».