logo
шпоры кап

1. Понятие «драма» и ее специфические черты.

Драма (от греч. drama – действие) в широком смысле сло¬ва – литературный род (наряду с эпосом и лирикой), пред¬став-ляющий действие, которое разворачивается в про¬стран¬стве и во времени через прямое слово персонажа – монологи и диалоги. Если эпическое произведение свободно опирается на арсенал приемов и способов словесно-художественного освоения жизни, то драма «пропускает» эти средства сквозь фильтр сценических требований.

Сценическое назначение драмы определило ее специфи¬чес-кие признаки:

1. Отсутствие речи рассказчика, за исключением авторских ремарок. Монологи и диалоги выступают в драме как вы¬ра¬зи-тель¬но значимые высказывания. Они информируют читателя и зрителя о внешней обстановке действия и событиях, кото¬рые непосредственно не показаны, а также о мотивах по¬ведения персонажей.

2. Рождение драматургического произведения дважды: «за столом» как литературное произведение драматурга и на сце¬не как его режиссерское, сценическое воплощение. Драма¬тур¬ги-ческое произведение содержит в себе безграничный диа¬пазон сценических истолкований. Перевод драмы как сло¬вес¬но-письменного произведения в зрелищно-сценическое вле¬чет за собой разгадывание ее смыслов и подтекстов. Дра¬ма¬тург как бы приглашает режиссера и актеров к созданию собственной версии его пьесы. В.Г.Белинский справедливо отмечал, что «драматическая поэзия не полна без сценичес¬ко¬го искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует – надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует».

3. Действие – основа драмы. Английский романист Э.Фор-стер отмечал: «В драме всякое людское счастье и несчастье должно принимать – и действительно принимает – форму действия. Не получив своего выражения через действие, оно останется незамеченным, и в этом заключается огромное раз-ли¬чие между драмой и романом». Именно сплошная линия словесных действий персонажей отличает драму от эпоса с присущим ему (эпосу) свободным освоением пространства и времени. Драма – это обязательное активное непрерывное действие, которое реализуется в сюжете.

4. Наличие конфликта как обязательной составляющей дра-матургического действия. Предметом художественного познания в драме становятся ситуации, сопряженные с внеш-ни¬ми и внутренними конфликтами, требующие от человека каких-либо действий, эмоциональной, интеллектуальной и прежде всего волевой активности. Конфликт не просто при-сут¬ствует в драме. Он пронизывает все произведение, лежит в основе всех эпизодов.

Однако главная особенность драмы как литературного ро-да заключается в том, что она выявляет заложенные в ней огром¬ные возможности эмоционального и эстетического воз-дей¬ствия на зрителя лишь в синтезе с музыкальным, изобра¬зи-тельным, хореографическим и другими видами искусства. Впервые Аристотель в «Поэтике» обратил внимание на син¬те-тичность театрального представления, которая обеспе¬чи¬вает¬ся словом, движением, линией, цветом, ритмом и мелодией.

Драма в узком смысле слова – один из ведущих жанров театральной драматургии, в основе которого – изображение частной жизни человека и психологическая глубина его конфликта с окружающим миром или с самим собой.

Как литературный род драму характеризует жанровое мно-гообразие. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три родовых театральных жанра: трагедия, комедия и сатировая драма, названная так по хору, состоявшему из сатиров – спутников Диониса. Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия – карнавальную, а сатировая драма представляла собой средний жанр.