19. Основные элементы системы к.С.Станиславского.
Система К.С.Станиславского возникла как обобщение его творческого и педагогического опыта и опыта его театраль-ных предшественников и современников, выдающихся деяте-лей мирового сценического искусства. Она, являясь практи-чес¬ким руководством для режиссера и актера, стала теорети-ческим выражением того реалистического направления в сце-ни¬ческом искусстве, которое Станиславский назвал искус-ством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее проду¬манной логике жизни образа.
Благодаря открытиям К.С.Станиславского гораздо полнее рас¬крылись созидательно-творческие начала сценического ис-кусства в активном достраивании пьесы – превращении ее текста в режиссерскую партитуру. «Мы пересоздаем произ¬ве-де¬ния драматургов, – писал К.С.Станиславский, – мы вскры¬ва-ем в них то, что скрыто под словами, мы вкладываем в чу¬жой текст свой подтекст… мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы».
К.С.Станиславский в своих трудах «Работа актера над со-бой» и «Работа актера над ролью» раскрывает суть различ¬ных элементов сценического творчества, изучение которых необходимо для наиболее ясного понимания метода дей¬ствен-ного анализа пьесы и роли. Но понятия “сквозное дей¬ствие” и “сверхзадача” являются наиболее часто употре¬б¬ляе¬мыми. Сам К.С.Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии писал следующее: «Сверхзадача и сквозное дей¬ствие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс пере¬жи¬вания... Условимся же на будущее время называть эту ос¬нов¬ную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов са¬мо¬чувствия артисто-роли, “сверхзадачей произведения писа¬те¬ля”; без субъективных переживаний творящего она суха, мертва. Необходимо искать отклики в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещу¬щими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни».
«Нас любят в тех пьесах, – утверждал Станиславский, – где у нас есть четкая, интересная сверхзадача и хорошо под-веденное к ней сквозное действие. Сверхзадача и сквозное действие – вот главное в искусстве».
У сверхзадачи есть замечательная особенность. Одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех, пробудит у каждого исполнителя свои индивидуальные от-кли¬ки в душе. Задача режиссера – ясно, четко и понятно сфор-мулировать ее, поскольку определение сверхзадачи дает смысл и направление работе всего творческого коллектива. Очень образно о необходимости четкой формулировки сверх-за¬дачи режиссером (вне зависимости от вида искусства) вы¬ра-зился российский кинорежиссер Александр Митта: «За¬будь¬те капризные вздохи: ах, я чувствую это, но не могу выразить в словах! Сотрудники должны быть воодушевлены идеей, а как они поймут свою часть общей задачи, если режиссер ползет по сценарию, как клоп по обоям, не видя его перспективы, не зная курса, которым он ведет свой корабль».
Путь воплощения сверхзадачи – сквозное действие – это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрите-лей, в результате которой утверждается сверхзадача. Для ар-тиста сквозное действие, по убеждению К.С.Станиславского, является прямым продолжением линий стремления двигате¬лей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, об¬ще-ние, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.
- 1. Понятие «драма» и ее специфические черты.
- 2. Драматургия в широком и узком смысле слова. Краткая характеристика драматургических видов искусства.
- 3. Основные положения «Поэтики» Аристотеля.
- 4. Сюжет и фабула в драматургическом произведении.
- 5. Характеристика основных форм культурно-досуговых про¬грамм.
- 6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.
- 7. Характеристика понятия «сценарий культурно-досу¬го¬вой программы».
- 8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.
- 9. Основные этапы работы над сценарием культурно-досу-го¬вых программ.
- 10. Монтажный лист как режиссерская партитура. Харак¬те-ристика граф монтажного листа.
- 11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.
- 12. Номер и эпизод как единица сценической информации в культурно-досуговой программе.
- 13. Композиционные элементы сценария культурно-досуговой программы.
- 14. Характеристика законов композиционного построения сценария.
- 15. Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы.
- 16. Характеристика приемов монтажа в сценарии куль¬тур-но-досуговой программы.
- 17. Особенности профессиональной деятельности режис¬се-ра в театре.
- 18. В.И.Немирович-Данченко о режиссерском искусстве.
- 19. Основные элементы системы к.С.Станиславского.
- 20. Режиссерский замысел и его компоненты.
- 21. Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
- 22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
- 24. Характеристика средств художественной вырази¬тель-ности.
- 25. Особенности мизансценирования в постановке куль¬тур-но-досуговой программы.
- 26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.
- 28. Особенности драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ных форм культурно-досуговых программ.
- 29. Специфика драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ного концерта.
- 30. Организационно-творческие аспекты профессиональ¬ной деятельности режиссера культурно-досуговых программ.
- 31. Характеристика творческого коллектива режиссера-постановщика культурно-досуговых программ.
- 32. Особенности организации репетиционного процесса.
- 33. Ведущий как внесюжетный персонаж в культурно-досуговой программе. Основные типы ведущих.
- 34. Коммуникативные средства выразительности ведущего разнообразных форм культурно-досуговых программ.
- 35. Виды импровизаций и приемы импровизационной тех-ники.
- 36. Характеристика невербальных средств общения веду-щего с аудиторией.