logo
шпоры кап

23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.

Создание темпоритма культурно-досуговой програм¬мы. Темп (итал. tempo, от лат. tempus – время) – это степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо. Темп характеризует течение культурно-досуговой программы во времени, а именно внешнее проявление хода сквозного действия.

Ритм – понятие более сложное. Ритм (греч. rhythmos, от rheo – теку) – это чередование каких-либо элементов (звуко-вых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последо¬ва-тельностью, частотой; скорость протекания, совершения че¬го-либо. Как видим, оно, прежде всего, исходит из тол¬ко¬ва¬ний, связанных с музыкой и поэзией, хотя ритм присутствует даже во внешне статичных искусствах, таких как изо¬бра¬зи¬тель¬ное искусство и скульптура. В музыкальном творчестве ритм очень часто определяют как соразмерность, согласован¬ность во времени и пространстве, мерное движение, чере¬до¬ва¬ние звуков. Такой подход к определению ритма в сце¬ни¬чес¬ком действии предложил К.С.Станиславский в книге «Работа актера над собой», истолковав его как согласованное во вре¬ме-ни и пространстве движение, чередование и соразмер¬ность всех элементов и выразительных средств сценичес¬кого действия. Другими словами – это внутренняя динамика, напряженность, пульс драматургического действия.

С помощью монтажа организуется единственно возможное для раскрытия замысла программы соотношение ритмов эпизодов с ритмом культурно-досуговой программы в целом. Однако действие на сцене, как указывал К.С.Станиславский, не может проходить только в темпе или только в ритме. В сце-ническом искусстве эти понятия взаимосвязаны. Тем¬по¬рит¬м соединяет в себе и верное внутреннее напряжение сце¬ны и скорость развития драматургического действия. Причем напряжение не обязательно сопровождается быстрым темпом развивающегося действия, и наоборот. Верный темпоритм спектакля означает не механическое чередование более или менее напряженных сцен. Темпоритм – это подлинное на¬пря-же¬ние в связи с событиями и обстоятельствами каждой сце¬ны в отдельности и спектакля в целом.

В отношении культурно-досуговой программы мы говорим о темпоритме номера, эпизода и культурно-досуговой про-грам¬мы в целом. Темпоритм обладает способностью гармо¬ни-зировать композиционное построение культурно-досуго¬вой программы. Темпоритмическая несобранность, так же как и монотонность, вызывают быструю утомляемость ауди¬то¬рии. Точно организованный темпоритм – мощное средство управления чувственно-эмоциональной сферой зрительного зала.