logo
шпоры кап

26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.

Мета́фора (от греч. μεταφορά – перенос, переносное зна¬че¬ние) – фигура речи, использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса.

В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объе¬ма, назначения, положения в пространстве и времени и т.д.

Для режиссера культурно-досуговых программ метафора ценна тем, что используется как средство построения сцени¬ческих образов.

Сегодня практика постановки разнообразных форм куль¬тур¬но-досуговых программ представлена следующими вида¬ми использования метафоры в языке театрализации.

1. Метафора оформления. в книге И.Э.Горюновой «Режиссура мас¬совых театрализованных зрелищ и музыкальных пред¬став¬лений». Так, в качестве сценического оформления му¬зы¬каль¬¬но-театрализованного представления, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ГЦКЗ «Рос¬сия» были использованы четыре широко распахнутые шинели-кулисы как метафорический образ авторской идеи о том, что это была победа простого солдата, по-пластунски пропахавшего тысячи километров фронтовых дорог и защи-тив¬шего всех своей солдатской шинелью.

2. Пластическая метафора, или метафора пантомимы. Вот клас¬сический сюжет гениального французского мима Марсе¬ля Марсо «Клетка». Человек, проснувшись, направляется впе¬ред, натыкается на препятствие и понимает, что он в клет¬ке. Лихорадочно перебирая руками по всем четырем стенам, герой ищет выхода.

3. Метафора мизансцены очень подробно представлена в упоминаемой книге И.Э.Горюновой. Подчеркнем лишь, что метафорическая мизансцена требует особо тщательной разра-бот¬ки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссер¬ской мысли.

4. Метафора в актерской игре. Замечательный писатель Ю.Оле¬ша как-то заметил: «Животные, как ничто другое, да¬ют повод именно для метафор». Хрестоматийным стал при¬мер из режиссерского творчества В.Э. Мейерхольда. Диалог на репетиции в его красноармейской актерской студии.