26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
Мета́фора (от греч. μεταφορά – перенос, переносное зна¬че¬ние) – фигура речи, использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса.
В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объе¬ма, назначения, положения в пространстве и времени и т.д.
Для режиссера культурно-досуговых программ метафора ценна тем, что используется как средство построения сцени¬ческих образов.
Сегодня практика постановки разнообразных форм куль¬тур¬но-досуговых программ представлена следующими вида¬ми использования метафоры в языке театрализации.
1. Метафора оформления. в книге И.Э.Горюновой «Режиссура мас¬совых театрализованных зрелищ и музыкальных пред¬став¬лений». Так, в качестве сценического оформления му¬зы¬каль¬¬но-театрализованного представления, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ГЦКЗ «Рос¬сия» были использованы четыре широко распахнутые шинели-кулисы как метафорический образ авторской идеи о том, что это была победа простого солдата, по-пластунски пропахавшего тысячи километров фронтовых дорог и защи-тив¬шего всех своей солдатской шинелью.
2. Пластическая метафора, или метафора пантомимы. Вот клас¬сический сюжет гениального французского мима Марсе¬ля Марсо «Клетка». Человек, проснувшись, направляется впе¬ред, натыкается на препятствие и понимает, что он в клет¬ке. Лихорадочно перебирая руками по всем четырем стенам, герой ищет выхода.
3. Метафора мизансцены очень подробно представлена в упоминаемой книге И.Э.Горюновой. Подчеркнем лишь, что метафорическая мизансцена требует особо тщательной разра-бот¬ки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссер¬ской мысли.
4. Метафора в актерской игре. Замечательный писатель Ю.Оле¬ша как-то заметил: «Животные, как ничто другое, да¬ют повод именно для метафор». Хрестоматийным стал при¬мер из режиссерского творчества В.Э. Мейерхольда. Диалог на репетиции в его красноармейской актерской студии.
- 1. Понятие «драма» и ее специфические черты.
- 2. Драматургия в широком и узком смысле слова. Краткая характеристика драматургических видов искусства.
- 3. Основные положения «Поэтики» Аристотеля.
- 4. Сюжет и фабула в драматургическом произведении.
- 5. Характеристика основных форм культурно-досуговых про¬грамм.
- 6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.
- 7. Характеристика понятия «сценарий культурно-досу¬го¬вой программы».
- 8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.
- 9. Основные этапы работы над сценарием культурно-досу-го¬вых программ.
- 10. Монтажный лист как режиссерская партитура. Харак¬те-ристика граф монтажного листа.
- 11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.
- 12. Номер и эпизод как единица сценической информации в культурно-досуговой программе.
- 13. Композиционные элементы сценария культурно-досуговой программы.
- 14. Характеристика законов композиционного построения сценария.
- 15. Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы.
- 16. Характеристика приемов монтажа в сценарии куль¬тур-но-досуговой программы.
- 17. Особенности профессиональной деятельности режис¬се-ра в театре.
- 18. В.И.Немирович-Данченко о режиссерском искусстве.
- 19. Основные элементы системы к.С.Станиславского.
- 20. Режиссерский замысел и его компоненты.
- 21. Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
- 22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
- 24. Характеристика средств художественной вырази¬тель-ности.
- 25. Особенности мизансценирования в постановке куль¬тур-но-досуговой программы.
- 26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.
- 28. Особенности драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ных форм культурно-досуговых программ.
- 29. Специфика драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ного концерта.
- 30. Организационно-творческие аспекты профессиональ¬ной деятельности режиссера культурно-досуговых программ.
- 31. Характеристика творческого коллектива режиссера-постановщика культурно-досуговых программ.
- 32. Особенности организации репетиционного процесса.
- 33. Ведущий как внесюжетный персонаж в культурно-досуговой программе. Основные типы ведущих.
- 34. Коммуникативные средства выразительности ведущего разнообразных форм культурно-досуговых программ.
- 35. Виды импровизаций и приемы импровизационной тех-ники.
- 36. Характеристика невербальных средств общения веду-щего с аудиторией.