15. Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы.
Монтаж (от франц. montage – сборка, соединение) – это один из наиболее действенных методов, основа компо¬зи¬цион-ного построения сценария культурно-досуговых про¬грамм, который пришел в клубную практику из кинемато¬гра¬фа.
Для монтажа в сценарии культурно-досуговой программы, как и в кинематографе, характерны три основные творческие функции.
1. Придание целостности программе. Не умаляя значи¬мос-ти отдельных номеров и эпизодов сценария как единиц сценической информации, следует отметить, что их целост-ность обусловлена тем, что, только сложившись как сложная система взаимодействий и соотношений, она создает почву для зрительского восприятия и рождает конечный смысл всей программы. Более того, монтажным можно считать лишь та-кое соединение, которое дает новый скачок информации. Ис-кус¬ствовед В.А.Латышев писал: «Монтажный план, фраза и даже эпизод – это часть целого, которое достраивается в соз-на¬нии зрителя. Но для этого часть должна нести достаточно информации, необходимой для достройки целого».
2. Организация зрительского восприятия. Как отмеча¬лось выше, в промежутках смысловых монтажных узлов долж¬но рождаться субъективное зрительское суждение, од¬на¬ко оно «про¬граммируется» автором сценария, поскольку че¬рез мон-таж¬ные сцепки раскрывается его авторский идейно-те¬ма¬ти¬чес-кий замысел. Здесь необходимо отметить, что лю¬бой при¬ем монтажа (об этом ниже) основан на ассоциатив¬ном мы¬шле¬нии. С.М.Эйзенштейн отмечал, что каждый зри¬тель в соот¬ветствии со своей индивидуальностью из недр фан¬тазии, из ткани своих ассоциаций, из предпосылок своего характера творит образ по точно направляющим изображе¬ни¬ям, подска¬зан¬ным ему автором, непреклонно ведущим его к познанию и переживанию темы.
3. Создание темпоритма культурно-досуговой програм¬мы. Темп (итал. tempo, от лат. tempus – время) – это степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо. Темп характеризует течение культурно-досуговой программы во времени, а именно внешнее проявление хода сквозного действия.
Ритм – понятие более сложное. Ритм (греч. rhythmos, от rheo – теку) – это чередование каких-либо элементов (звуко-вых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последо¬ва-тельностью, частотой; скорость протекания, совершения че¬го-либо. Как видим, оно, прежде всего, исходит из тол¬ко¬ва¬ний, связанных с музыкой и поэзией, хотя ритм присутствует даже во внешне статичных искусствах, таких как изо¬бра¬зи¬тель¬ное искусство и скульптура. В музыкальном творчестве ритм очень часто определяют как соразмерность, согласован¬ность во времени и пространстве, мерное движение, чере¬до¬ва¬ние звуков. Такой подход к определению ритма в сце¬ни¬чес¬ком действии предложил К.С.Станиславский в книге «Работа актера над собой», истолковав его как согласованное во вре¬ме-ни и пространстве движение, чередование и соразмер¬ность всех элементов и выразительных средств сценичес¬кого действия. Другими словами – это внутренняя динамика, напряженность, пульс драматургического действия.
С помощью монтажа организуется единственно возможное для раскрытия замысла программы соотношение ритмов эпизодов с ритмом культурно-досуговой программы в целом. Однако действие на сцене, как указывал К.С.Станиславский, не может проходить только в темпе или только в ритме. В сце-ническом искусстве эти понятия взаимосвязаны. Тем¬по¬рит¬м соединяет в себе и верное внутреннее напряжение сце¬ны и скорость развития драматургического действия.
- 1. Понятие «драма» и ее специфические черты.
- 2. Драматургия в широком и узком смысле слова. Краткая характеристика драматургических видов искусства.
- 3. Основные положения «Поэтики» Аристотеля.
- 4. Сюжет и фабула в драматургическом произведении.
- 5. Характеристика основных форм культурно-досуговых про¬грамм.
- 6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.
- 7. Характеристика понятия «сценарий культурно-досу¬го¬вой программы».
- 8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.
- 9. Основные этапы работы над сценарием культурно-досу-го¬вых программ.
- 10. Монтажный лист как режиссерская партитура. Харак¬те-ристика граф монтажного листа.
- 11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.
- 12. Номер и эпизод как единица сценической информации в культурно-досуговой программе.
- 13. Композиционные элементы сценария культурно-досуговой программы.
- 14. Характеристика законов композиционного построения сценария.
- 15. Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы.
- 16. Характеристика приемов монтажа в сценарии куль¬тур-но-досуговой программы.
- 17. Особенности профессиональной деятельности режис¬се-ра в театре.
- 18. В.И.Немирович-Данченко о режиссерском искусстве.
- 19. Основные элементы системы к.С.Станиславского.
- 20. Режиссерский замысел и его компоненты.
- 21. Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
- 22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
- 24. Характеристика средств художественной вырази¬тель-ности.
- 25. Особенности мизансценирования в постановке куль¬тур-но-досуговой программы.
- 26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.
- 28. Особенности драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ных форм культурно-досуговых программ.
- 29. Специфика драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ного концерта.
- 30. Организационно-творческие аспекты профессиональ¬ной деятельности режиссера культурно-досуговых программ.
- 31. Характеристика творческого коллектива режиссера-постановщика культурно-досуговых программ.
- 32. Особенности организации репетиционного процесса.
- 33. Ведущий как внесюжетный персонаж в культурно-досуговой программе. Основные типы ведущих.
- 34. Коммуникативные средства выразительности ведущего разнообразных форм культурно-досуговых программ.
- 35. Виды импровизаций и приемы импровизационной тех-ники.
- 36. Характеристика невербальных средств общения веду-щего с аудиторией.