27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.
Символ (от греч. symbolon – условный знак) – со времен древ¬них греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного об¬ще-ства; вещественный или условный код, обозначающий или на-поминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий ка-кую-либо идею. Символ может быть и шире смысла изо¬бра-женного явления, и уже. Благодаря такому подходу сим¬вол может трактоваться многозначно, а порой двусмыслен¬но. Многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к раз¬личным аспектам бытия.
Разнообразное и многомерное значение знаков-символов не заучивается нами, а закрепляется во множестве ассоциа¬ций в процессе жизненной и художественной практики.
Аллегорией (от гр. allēgoria – ино¬ска¬зание, из allos – иной, agoreúo – говорю) называется выра¬жение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство во¬пло¬щаются в образе Осла, трусость – в образе Зайца, хит¬рость – в образе Лисы. Аллегорический смысл могут полу¬чать иносказательные выражения: пришла осень может озна¬чать «наступила старость», замело снегом дороги – «к про¬шло¬му нет возврата», пусть всегда будет солнце – «пусть неизменным будет счастье»
В противоположность многозначности символа смысл ал¬ле¬гории характеризуется однозначной постоянной опреде¬лен¬ностью и раскрывается не непосредственно в художе¬ствен¬ном образе, а лишь в истолковании содержавшихся в об¬ра¬зе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие.
Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре теат¬ра¬-лизованных форм досуговых программ, поскольку предпо¬ла¬гает двухплановость. Первый план – это художественный образ, второй план всегда иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциатив¬ностью.
Однако символ коренным образом отличается и от ал¬легории, и от метафоры прежде всего тем, что он наделен множеством значений, и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.
- 1. Понятие «драма» и ее специфические черты.
- 2. Драматургия в широком и узком смысле слова. Краткая характеристика драматургических видов искусства.
- 3. Основные положения «Поэтики» Аристотеля.
- 4. Сюжет и фабула в драматургическом произведении.
- 5. Характеристика основных форм культурно-досуговых про¬грамм.
- 6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.
- 7. Характеристика понятия «сценарий культурно-досу¬го¬вой программы».
- 8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.
- 9. Основные этапы работы над сценарием культурно-досу-го¬вых программ.
- 10. Монтажный лист как режиссерская партитура. Харак¬те-ристика граф монтажного листа.
- 11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.
- 12. Номер и эпизод как единица сценической информации в культурно-досуговой программе.
- 13. Композиционные элементы сценария культурно-досуговой программы.
- 14. Характеристика законов композиционного построения сценария.
- 15. Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы.
- 16. Характеристика приемов монтажа в сценарии куль¬тур-но-досуговой программы.
- 17. Особенности профессиональной деятельности режис¬се-ра в театре.
- 18. В.И.Немирович-Данченко о режиссерском искусстве.
- 19. Основные элементы системы к.С.Станиславского.
- 20. Режиссерский замысел и его компоненты.
- 21. Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
- 22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
- 24. Характеристика средств художественной вырази¬тель-ности.
- 25. Особенности мизансценирования в постановке куль¬тур-но-досуговой программы.
- 26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.
- 28. Особенности драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ных форм культурно-досуговых программ.
- 29. Специфика драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ного концерта.
- 30. Организационно-творческие аспекты профессиональ¬ной деятельности режиссера культурно-досуговых программ.
- 31. Характеристика творческого коллектива режиссера-постановщика культурно-досуговых программ.
- 32. Особенности организации репетиционного процесса.
- 33. Ведущий как внесюжетный персонаж в культурно-досуговой программе. Основные типы ведущих.
- 34. Коммуникативные средства выразительности ведущего разнообразных форм культурно-досуговых программ.
- 35. Виды импровизаций и приемы импровизационной тех-ники.
- 36. Характеристика невербальных средств общения веду-щего с аудиторией.