logo
шпоры кап

27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.

Символ (от греч. symbolon – условный знак) – со времен древ¬них греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного об¬ще-ства; вещественный или условный код, обозначающий или на-поминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий ка-кую-либо идею. Символ может быть и шире смысла изо¬бра-женного явления, и уже. Благодаря такому подходу сим¬вол может трактоваться многозначно, а порой двусмыслен¬но. Многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к раз¬личным аспектам бытия.

Разнообразное и многомерное значение знаков-символов не заучивается нами, а закрепляется во множестве ассоциа¬ций в процессе жизненной и художественной практики.

Аллегорией (от гр. allēgoria – ино¬ска¬зание, из allos – иной, agoreúo – говорю) называется выра¬жение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство во¬пло¬щаются в образе Осла, трусость – в образе Зайца, хит¬рость – в образе Лисы. Аллегорический смысл могут полу¬чать иносказательные выражения: пришла осень может озна¬чать «наступила старость», замело снегом дороги – «к про¬шло¬му нет возврата», пусть всегда будет солнце – «пусть неизменным будет счастье»

В противоположность многозначности символа смысл ал¬ле¬гории характеризуется однозначной постоянной опреде¬лен¬ностью и раскрывается не непосредственно в художе¬ствен¬ном образе, а лишь в истолковании содержавшихся в об¬ра¬зе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие.

Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре теат¬ра¬-лизованных форм досуговых программ, поскольку предпо¬ла¬гает двухплановость. Первый план – это художественный образ, второй план всегда иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциатив¬ностью.

Однако символ коренным образом отличается и от ал¬легории, и от метафоры прежде всего тем, что он наделен множеством значений, и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.