8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.
Зарождение замысла – сложный процесс, связанный с ин¬ди-видуальными особенностями творческой личности, его ми¬ро-восприятием и мироощущением. Возникновение замысла придает поначалу хаотичной работе целенаправленность, не ограничивая при этом воображение, интуицию, фантазию.
Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова трактует замысел как «нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности».
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова определяет замысел в двух значениях:
1. Задуманный план действий, деятельности, намерение.
2. Заложенный в произведении смысл, идея.
Словарь литературоведческих терминов характеризует твор¬ческий замысел как представление об основных чертах и свойствах художественного произведения, его содержании и фор¬ме, как творческий набросок, намечающий основу произ¬ведения.
Тема (от греч. théma – то, что положено в основу)
В замысле культурно-досуговой программы присутствуют не только личность сценариста, его видение мира, но и конечное звено творческого процесса – зритель, аудитория. Не случайно Ю. Борев отметил, что творчество – это процесс отчуждения замысла от художника и передачи его через произведение читателю, зрителю, слушателю.
Таким образом, в основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит ее (программы) тема и идея.
В.И.Даль определяет тему как «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Другими словами, тема культурно-досуговой программы – это круг жизненных явлений, вопросов, проблем, которые волнуют автора и аудиторию, причем наиболее актуальных и художественно осмысленных.
Выбор темы досуговой программы определяется миро¬ощу¬ще¬нием автора сценария, его жизненными ценностными ориен¬тациями, теми явлениями и связями, которые он счи¬та¬ет наиболее важными.
Тема неразрывно связана с идеей драматургического про¬из-ведения, которая характеризуется как его содержательно-смысловая целостность и продукт эмоционального пережи¬ва¬ния и освоения жизни автором
Однако идея не может быть сведена лишь к главной автор¬ской мысли. Она – ракурс, точка зрения автора на «факты жиз¬ни».
- 1. Понятие «драма» и ее специфические черты.
- 2. Драматургия в широком и узком смысле слова. Краткая характеристика драматургических видов искусства.
- 3. Основные положения «Поэтики» Аристотеля.
- 4. Сюжет и фабула в драматургическом произведении.
- 5. Характеристика основных форм культурно-досуговых про¬грамм.
- 6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.
- 7. Характеристика понятия «сценарий культурно-досу¬го¬вой программы».
- 8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.
- 9. Основные этапы работы над сценарием культурно-досу-го¬вых программ.
- 10. Монтажный лист как режиссерская партитура. Харак¬те-ристика граф монтажного листа.
- 11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.
- 12. Номер и эпизод как единица сценической информации в культурно-досуговой программе.
- 13. Композиционные элементы сценария культурно-досуговой программы.
- 14. Характеристика законов композиционного построения сценария.
- 15. Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы.
- 16. Характеристика приемов монтажа в сценарии куль¬тур-но-досуговой программы.
- 17. Особенности профессиональной деятельности режис¬се-ра в театре.
- 18. В.И.Немирович-Данченко о режиссерском искусстве.
- 19. Основные элементы системы к.С.Станиславского.
- 20. Режиссерский замысел и его компоненты.
- 21. Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
- 22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
- 24. Характеристика средств художественной вырази¬тель-ности.
- 25. Особенности мизансценирования в постановке куль¬тур-но-досуговой программы.
- 26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.
- 28. Особенности драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ных форм культурно-досуговых программ.
- 29. Специфика драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ного концерта.
- 30. Организационно-творческие аспекты профессиональ¬ной деятельности режиссера культурно-досуговых программ.
- 31. Характеристика творческого коллектива режиссера-постановщика культурно-досуговых программ.
- 32. Особенности организации репетиционного процесса.
- 33. Ведущий как внесюжетный персонаж в культурно-досуговой программе. Основные типы ведущих.
- 34. Коммуникативные средства выразительности ведущего разнообразных форм культурно-досуговых программ.
- 35. Виды импровизаций и приемы импровизационной тех-ники.
- 36. Характеристика невербальных средств общения веду-щего с аудиторией.