logo
шпоры кап

4. Сюжет и фабула в драматургическом произведении.

Фабула – главный, по мнению Аристотеля, структурный элемент драматургического произведения. Под фабулой Ари-сто¬тель понимал «состав происшествий», «сочетание собы-тий», «воспроизведение действия», акцентируя внимание на том обстоятельстве, что « ...если кто стройно соединит харак-тер¬ные изречения и прекрасные слова и мысли, тот не вы¬пол-нит задачи трагедии, а гораздо более достигнет ее трагедия, хотя использовавшая все это в меньшей степени, но имеющая фабулу и надлежащий состав событий».

В искусствоведении наряду с понятием «фабула» приме¬ня-ет¬ся понятие «сюжет». Более того, именно сюжет, сюжетный ход – суть единого драматургического действия. Вниматель¬но изучив «Поэтику» Аристотеля, приходим к выводу, что древнегреческий мыслитель, неразрывно связывая фабулу с характерами, выявлял не столько ее коммуникативное начало как средство организации внимания зрителей, сколько более широкое и глубокое, а именно познавательное начало, не про-сто состав событий, а его анализ, осмысление. Таким об¬разом, применяя в сценарном мастерстве понятия «фабула» и «сюжет», мы определяем их следующим образом.

Фабула – простейшая форма организации материала, со¬став событий в драматургическом произведении, который ха¬рак-теризуется насыщенностью действиями и является ком-муникативным началом художественной структуры этого произведения. То, что фабулой реализуется коммуникативная цель, ясно обнаруживает и сам театр. Наиболее сценичные пьесы всегда избыточны в фабульном отношении, в искус¬стве нагнетания событий и торможения развязки до самого финала. Известное выражение «хорошо сделанная пьеса» от¬носится к искусству подстегивать действие, держать интригу. Фабула – это скелет сюжета, стержень, на который на¬ни¬зы¬вает¬ся событийное развитие. Фабула передает только основ¬ной каркас событий, но не их суть. Это может сделать только сюжет.

Сюжет – форма и способ анализа событий в драматур¬ги¬чес-ком произведении, качественно более сложная составляю¬щая этого произведения, познавательное начало его худо¬же-ственной структуры. Суть взаимодействия фабулы и сюжета заключается в том, что их смысловые оттенки выражают себя на языке действий.