6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.
Сценарий культурно-досуговой программы – это подроб¬ная литературная разработка драматургического действия, пред¬на-значенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются различные формы культурно-досуговых программ.
Драматургия культурно-досуговой программы (сценарий) имеет общие черты с другими видами драматургических ис-кусств (театр, кинематограф, радио, телевидение), а именно обязательное наличие в нем:
– единого драматургического действия;
– сюжетного хода и событийного ряда;
– конфликта как «диалога действий»;
– жесткой композиционной структуры;
– жанрового разнообразия (в культурно-досуговых про-грам¬мах – разнообразие форм).
Таким образом, сценарий культурно-досуговой программы является в широком смысле драматургическим произведе¬ни-ем, а работа над ним – драматургическим творчеством. Од¬на¬ко клубная драматургия характеризуется своими неповто¬ри¬мы¬ми специфи¬чес¬кими особенностями, поскольку она имеет не только худо¬же¬ствен¬ную ценность, но и является програм¬мой педагоги¬чес¬кого воздействия на аудиторию.
Специфические черты сценария культурно-досуговой про-грам¬мы наиболее ярко обнаруживают себя в сравнении с пьесой как драматургической основой театрального искус¬ства.
Так, творчество драматурга носит индивидуальный ха¬рак¬тер, тогда как сценарная работа может быть как инди¬видуальной, так и коллективной. Более того, создание пьесы – всегда оригинальное авторское творчество. Сценарий же культурно-досуговой программы – это монтажное соеди¬не¬ние литературно-художественных, документальных, кинема¬то-графических произведений других авторов. Иными слова¬ми, если сценарист включает в драматургический материал музыку П.И.Чайковского, то этот гениальный композитор, бе-зусловно, является соавтором данного сценария. Теат¬раль¬ная пьеса – это всегда художественный вымысел, вторая реаль-ность со своим художественным образом, драматургия культурно-досуговых программ – всегда соединение «фактов жизни» и «фактов искусства», информационного и зрелищ¬но-го компонентов монтажным методом. Единое драматургичес-кое действие в сценарии обеспечивается не столько поступ-ками и действиями персонажей, сколько всем многообразием средств художественной выразительности (поэтическое сло¬во, звук, музыка, свет, пластические композиции, видеоряд и др.). Из этой особенности вытекает следующее. Задача сце¬на¬рис¬та культурно-досуговой программы – создать наиболее эффективное интеллектуальное, эмоциональное и педагоги-чес¬кое воздействие на аудиторию, а не просто произведение драматургического искусства как художественную ценность. Сценарий пишется для конкретного зрителя и организация общения также «закладывается» в структуру сценария, ис-поль¬зуя приемы активизации аудитории культурно-досуго¬вой программы. В качестве специфической черты необ¬хо¬ди¬мо выделить также разнообразие мест и площадок для по¬ста¬нов¬ки культурно-досуговой программы – от домашней ком¬на¬ты до стадионов и улиц городов. Место в данном случае – это не только пространство, но и конкретная аудитория, на которую надо воздействовать.
И, наконец, главное. Сценарий культурно-досуговой про-грам¬мы пишется не для читателя, а для режиссера.
- 1. Понятие «драма» и ее специфические черты.
- 2. Драматургия в широком и узком смысле слова. Краткая характеристика драматургических видов искусства.
- 3. Основные положения «Поэтики» Аристотеля.
- 4. Сюжет и фабула в драматургическом произведении.
- 5. Характеристика основных форм культурно-досуговых про¬грамм.
- 6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.
- 7. Характеристика понятия «сценарий культурно-досу¬го¬вой программы».
- 8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.
- 9. Основные этапы работы над сценарием культурно-досу-го¬вых программ.
- 10. Монтажный лист как режиссерская партитура. Харак¬те-ристика граф монтажного листа.
- 11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.
- 12. Номер и эпизод как единица сценической информации в культурно-досуговой программе.
- 13. Композиционные элементы сценария культурно-досуговой программы.
- 14. Характеристика законов композиционного построения сценария.
- 15. Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы.
- 16. Характеристика приемов монтажа в сценарии куль¬тур-но-досуговой программы.
- 17. Особенности профессиональной деятельности режис¬се-ра в театре.
- 18. В.И.Немирович-Данченко о режиссерском искусстве.
- 19. Основные элементы системы к.С.Станиславского.
- 20. Режиссерский замысел и его компоненты.
- 21. Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
- 22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
- 24. Характеристика средств художественной вырази¬тель-ности.
- 25. Особенности мизансценирования в постановке куль¬тур-но-досуговой программы.
- 26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.
- 28. Особенности драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ных форм культурно-досуговых программ.
- 29. Специфика драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ного концерта.
- 30. Организационно-творческие аспекты профессиональ¬ной деятельности режиссера культурно-досуговых программ.
- 31. Характеристика творческого коллектива режиссера-постановщика культурно-досуговых программ.
- 32. Особенности организации репетиционного процесса.
- 33. Ведущий как внесюжетный персонаж в культурно-досуговой программе. Основные типы ведущих.
- 34. Коммуникативные средства выразительности ведущего разнообразных форм культурно-досуговых программ.
- 35. Виды импровизаций и приемы импровизационной тех-ники.
- 36. Характеристика невербальных средств общения веду-щего с аудиторией.