logo
шпоры кап

6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.

Сценарий культурно-досуговой программы – это подроб¬ная литературная разработка драматургического действия, пред¬на-значенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются различные формы культурно-досуговых программ.

Драматургия культурно-досуговой программы (сценарий) имеет общие черты с другими видами драматургических ис-кусств (театр, кинематограф, радио, телевидение), а именно обязательное наличие в нем:

– единого драматургического действия;

– сюжетного хода и событийного ряда;

– конфликта как «диалога действий»;

– жесткой композиционной структуры;

– жанрового разнообразия (в культурно-досуговых про-грам¬мах – разнообразие форм).

Таким образом, сценарий культурно-досуговой программы является в широком смысле драматургическим произведе¬ни-ем, а работа над ним – драматургическим творчеством. Од¬на¬ко клубная драматургия характеризуется своими неповто¬ри¬мы¬ми специфи¬чес¬кими особенностями, поскольку она имеет не только худо¬же¬ствен¬ную ценность, но и является програм¬мой педагоги¬чес¬кого воздействия на аудиторию.

Специфические черты сценария культурно-досуговой про-грам¬мы наиболее ярко обнаруживают себя в сравнении с пьесой как драматургической основой театрального искус¬ства.

Так, творчество драматурга носит индивидуальный ха¬рак¬тер, тогда как сценарная работа может быть как инди¬видуальной, так и коллективной. Более того, создание пьесы – всегда оригинальное авторское творчество. Сценарий же культурно-досуговой программы – это монтажное соеди¬не¬ние литературно-художественных, документальных, кинема¬то-графических произведений других авторов. Иными слова¬ми, если сценарист включает в драматургический материал музыку П.И.Чайковского, то этот гениальный композитор, бе-зусловно, является соавтором данного сценария. Теат¬раль¬ная пьеса – это всегда художественный вымысел, вторая реаль-ность со своим художественным образом, драматургия культурно-досуговых программ – всегда соединение «фактов жизни» и «фактов искусства», информационного и зрелищ¬но-го компонентов монтажным методом. Единое драматургичес-кое действие в сценарии обеспечивается не столько поступ-ками и действиями персонажей, сколько всем многообразием средств художественной выразительности (поэтическое сло¬во, звук, музыка, свет, пластические композиции, видеоряд и др.). Из этой особенности вытекает следующее. Задача сце¬на¬рис¬та культурно-досуговой программы – создать наиболее эффективное интеллектуальное, эмоциональное и педагоги-чес¬кое воздействие на аудиторию, а не просто произведение драматургического искусства как художественную ценность. Сценарий пишется для конкретного зрителя и организация общения также «закладывается» в структуру сценария, ис-поль¬зуя приемы активизации аудитории культурно-досуго¬вой программы. В качестве специфической черты необ¬хо¬ди¬мо выделить также разнообразие мест и площадок для по¬ста¬нов¬ки культурно-досуговой программы – от домашней ком¬на¬ты до стадионов и улиц городов. Место в данном случае – это не только пространство, но и конкретная аудитория, на которую надо воздействовать.

И, наконец, главное. Сценарий культурно-досуговой про-грам¬мы пишется не для читателя, а для режиссера.