logo
шпоры кап

18. В.И.Немирович-Данченко о режиссерском искусстве.

Режиссер, по типологии В.И.Немировича-Данченко, это еще и зеркало, отражающее индивидуальные качества актера и грани его творческого дарования. В актерском исполнении в спектакле, как правило, налицо все элементы актерской техники. Но применительно к каждому спектаклю в отдель¬но¬сти перед режиссером стоит вопрос: какие из этих эле¬мен¬тов следует в данном спектакле выдвинуть на первый план, чтобы, ухватившись за них как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить всю цепочку. Так, например, в одном спек¬так¬ле важнее всего могут оказаться внутренняя сосредо¬то¬чен¬ность актера и скупость выразительных средств, в другом – наивность и быстрота реакций, в третьем – простота и не¬по¬сред¬ственность в сочетании с яркой бытовой характерис¬ти¬кой, в четвертом – эмоциональная страстность и внешняя экс¬прессия, в пятом, наоборот, – сдержанность чувств. Раз¬но¬об¬разие здесь не имеет границ, важно только, чтобы всякий раз было точно установлено именно то, что необходимо для данной пьесы. Способность найти верное решение спектакля через точно найденную манеру актерского исполнения и уме¬ние практически реализовать это решение в работе с актерами и определяет профессиональную квалификацию режиссера.

Режиссура и педагогика настолько тесно связаны между со¬бой, что порой трудно провести грань между ними, найти точ¬ку, где заканчивается одна профессия и начинается дру¬гая. Режиссер, как чуткий воспитатель, должен уметь разглядеть подлинное актерское дарование, раскрыть его.

коллектив своим замыслом, сверхзадачей, верой в успех будущего сценического действия.

И, наконец, третья «ипостась» режиссера – его организа¬тор¬ская работа, а именно выстраивание репетиционного про¬цес¬са, в который включен весь его творческий коллектив – от актера до рабочего сцены. Задачи режиссера в этом контексте – убедить, практически организовать, увлечь за собой, зара¬зив