logo
шпоры кап

11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.

Понятие «архитектоника» (от греч.аrchitektonike – строи¬тель¬ное искусство, построение, соразмерность) употребляет¬ся как 1) художественное выражение закономерностей строе¬ния, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эс¬тетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.

Понятие «архитектоника» в значении «построение худо¬же¬ственного произведения» чаще заменяют термином «ком¬по¬зиция», который появился в искусствоведении с XIX века. Композиция (от. лат. composition– составление, соединение) – последовательное построение художественного произве¬де¬ния, средство выражения связи между его элементами.

Архитектоника изучает соотношение между главными и под-чиненными элементами сценария, связь между его от¬дель¬ными частями и функциональное значение этих частей и элементов,образующих вместе художественное единство. Вну¬треннее, архитектоническое единство активизирует также и ассоциативность мышления автора и зрителя.

Переведя на современный язык данное высказывание Ари¬сто¬теля, можно сказать, что вычленение конструктивных эле¬мен¬тов для драматургического творчества – самый важный момент работы. Эта работа начинается с выделения из всего отобранного материала той части, которая будет развивать сценарий в целом – так называемой решающей компози¬цион¬ной точки. Сценарий всегда состоит из номеров и эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться прежде, чем начнется дру¬гой эпизод.

Иначе говоря, архитектоника рассматривает конструк¬тив¬ные основы сценария. Основной конструктивной, смысловой единицей в действенной структуре сценария культурно-досу¬говой программы является номер, который в совокупности с другими номерами образует эпизод.