logo
шпоры кап

16. Характеристика приемов монтажа в сценарии куль¬тур-но-досуговой программы.

следующих ос¬нов¬ных приемов:

1) последовательного монтажа. Это наиболее часто ис¬поль¬зуемый прием монтажа, где все номера в эпизоде вы¬строе¬ны в определенном логическом порядке, продолжая один другого.Чаще всего в его основе лежит временная или хронологическая последовательность.

Как правило, данный прием монтажа присущ тем программам, в которых необходимо проследить хронологию каких-либо исторических событий и донести их до зрителя;

2) параллельного монтажа. В его основе – одно¬вре¬мен¬ность или параллельность сценических действий (чаще всего в противоположных частях сценической площадки), которые дополняют и обогащают друг друга. Например, в правой части авансцены реконструирован партизанский лагерь, в котором солдат пишет письмо любимой, а в левом углу – девушка читает письмо с фронта. Одновременно на экране может воспроизводиться кинолента его воспоминаний.

Параллелизм обеспечивает создание художественного об¬ра¬за номера, активизирует ассоциативное мышление зрителя. Этот прием монтажа стал активно использоваться с появле¬нием экрана или нескольких экранов, которые стали одним из выразительных средств, а также «действующим лицом» культурно-досуговой программы. Это позволило достичь одновременности течения действия на сценической площадке и на двух, трех и более экранах;

3) контрастного монтажа – одного из ведущих и самых эффективных приемов монтажа, основанного на сближении противоположных, контрастирующих по смыслу (тексту, зву¬ковому решению, пластическому решению, видеоряду и т.п.) номеров или эпизодов сценария. Контрастность – одно из всеобъемлющих свойств предметов и явлений окружающей нас действительности. Монтаж по контрасту позволяет ярче выявить конфликт как неотъемлемую составляющую любого драматургического произведения. Именно контрастность обес¬печивает, по меткому высказыванию М.И.Ромма, «остро¬ту стыка», вызывает множество зрительских ассоциаций, что помогает в создании художественного образа досуговой про¬грам¬мы. Контрастный монтаж способствует активизации ауди¬тории, заставляет ее идти за авторской мыслью.

4) лейтмотива. В музыкальном искусстве лейтмотив – это повторяющиеся неоднократно, через определенный про¬ме¬жуток времени мелодии; не менее широко используемый прием монтажа, который основан на повторении му¬зыкаль¬ного, поэтического, звукового или иного фрагмента между эпизодами досуговой программы. Эти «связки» служат на¬по¬ми¬нанием о теме досуговой программы. Лейтмотивом дости¬гает¬ся полифоническое развитие темы.