22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
Рассмотрим некоторые приемы, используемые в режиссуре культурно-досуговых программ.
1. Парадоксальность в трактовке эпизода или образа. Ис¬поль¬зование этого приема дает возможность аудитории куль¬тур¬но-досуговой программы увидеть привычный, на первый взгляд, материал в неожиданном, порой парадоксальном ракурсе и осмыслить факт или явление на качественно новом уровне.
2. Сценическая реализация метафоры. Этому приему ре¬жиссуры посвящен раздел 3.4 пособия. Отметим лишь, что художественный образ, который создает режиссер, – это ино¬ска¬зательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое, а образная мизансцена, аллегорическое построение, пластическая метафора – это язык театрали¬зо¬ван¬ных форм досуговых программ. Диапазон использования метафоры чрезвычайно широк – от сценографии до образ¬ного звучания всей программы.
3. Преднамеренное раскрытие фабулы. Этот прием впер¬вые был использован В.Э.Мейерхольдом при постановке спек¬такля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор», который начинал¬ся финальной сценой бессмертной комедии. В практике по¬ста¬новки культурно-досуговых программ распространены такие способы рассекречивания фабулы, как: а) в специаль¬ном прологе; б) в проецировании текстового содержания бу¬ду¬щих событий на экран; в) во вступительном слове ведущего.
4. Прием повтора. Использование этого приема позволяет постановщику не только сконцентрировать внимание ауди¬то¬рии на самом главном, но также осмыслить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Объектами повтора могут быть дата, слова, фраза, фото или слайд. Появление на экране одной и той же картинки называют также зрительным лейтмотивом.
4. Прием «обнажения сцены». Широко использовался в режиссерской практике В.С.Мейерхольда.
совершенно обнаженной сцене с голыми, грязными кирпич¬ными сценами, без каких-либо декораций.
Этот прием, по мнению мастера, разрушает сценическую иллюзию жизни.
5. Перенесение сценического действия в зрительный зал.
6. Использование «живого занавеса». Этот прием хорошо себя зарекомендовал при постановке театрализованных кон¬цер¬тов, поскольку позволяет не сбавлять темпоритм програм¬мы, воспринимать единое, непрерывно развивающееся дей¬ствие на одном дыхании.
«Живой занавес» – это специально поставленный режис¬се¬ром поклон исполнителей закончившегося номера, во время которого готовится, заряжается следующий номер.
- 1. Понятие «драма» и ее специфические черты.
- 2. Драматургия в широком и узком смысле слова. Краткая характеристика драматургических видов искусства.
- 3. Основные положения «Поэтики» Аристотеля.
- 4. Сюжет и фабула в драматургическом произведении.
- 5. Характеристика основных форм культурно-досуговых про¬грамм.
- 6. Общие и специфические черты сценария культурно-до¬су-говой программы и других видов драматургических искусств.
- 7. Характеристика понятия «сценарий культурно-досу¬го¬вой программы».
- 8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.
- 9. Основные этапы работы над сценарием культурно-досу-го¬вых программ.
- 10. Монтажный лист как режиссерская партитура. Харак¬те-ристика граф монтажного листа.
- 11. Архитектоника сценария культурно-досуговой про¬грам-мы.
- 12. Номер и эпизод как единица сценической информации в культурно-досуговой программе.
- 13. Композиционные элементы сценария культурно-досуговой программы.
- 14. Характеристика законов композиционного построения сценария.
- 15. Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы.
- 16. Характеристика приемов монтажа в сценарии куль¬тур-но-досуговой программы.
- 17. Особенности профессиональной деятельности режис¬се-ра в театре.
- 18. В.И.Немирович-Данченко о режиссерском искусстве.
- 19. Основные элементы системы к.С.Станиславского.
- 20. Режиссерский замысел и его компоненты.
- 21. Принципы режиссуры культурно-досуговых программ.
- 22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 23. Особенности режиссерской организации темпоритма культурно-досуговой программы.
- 24. Характеристика средств художественной вырази¬тель-ности.
- 25. Особенности мизансценирования в постановке куль¬тур-но-досуговой программы.
- 26. Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
- 27. Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла.
- 28. Особенности драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ных форм культурно-досуговых программ.
- 29. Специфика драматургии и режиссуры театрализо¬ван-ного концерта.
- 30. Организационно-творческие аспекты профессиональ¬ной деятельности режиссера культурно-досуговых программ.
- 31. Характеристика творческого коллектива режиссера-постановщика культурно-досуговых программ.
- 32. Особенности организации репетиционного процесса.
- 33. Ведущий как внесюжетный персонаж в культурно-досуговой программе. Основные типы ведущих.
- 34. Коммуникативные средства выразительности ведущего разнообразных форм культурно-досуговых программ.
- 35. Виды импровизаций и приемы импровизационной тех-ники.
- 36. Характеристика невербальных средств общения веду-щего с аудиторией.