logo
шпоры кап

22. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ.

Рассмотрим некоторые приемы, используемые в режиссуре культурно-досуговых программ.

1. Парадоксальность в трактовке эпизода или образа. Ис¬поль¬зование этого приема дает возможность аудитории куль¬тур¬но-досуговой программы увидеть привычный, на первый взгляд, материал в неожиданном, порой парадоксальном ракурсе и осмыслить факт или явление на качественно новом уровне.

2. Сценическая реализация метафоры. Этому приему ре¬жиссуры посвящен раздел 3.4 пособия. Отметим лишь, что художественный образ, который создает режиссер, – это ино¬ска¬зательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое, а образная мизансцена, аллегорическое построение, пластическая метафора – это язык театрали¬зо¬ван¬ных форм досуговых программ. Диапазон использования метафоры чрезвычайно широк – от сценографии до образ¬ного звучания всей программы.

3. Преднамеренное раскрытие фабулы. Этот прием впер¬вые был использован В.Э.Мейерхольдом при постановке спек¬такля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор», который начинал¬ся финальной сценой бессмертной комедии. В практике по¬ста¬новки культурно-досуговых программ распространены такие способы рассекречивания фабулы, как: а) в специаль¬ном прологе; б) в проецировании текстового содержания бу¬ду¬щих событий на экран; в) во вступительном слове ведущего.

4. Прием повтора. Использование этого приема позволяет постановщику не только сконцентрировать внимание ауди¬то¬рии на самом главном, но также осмыслить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Объектами повтора могут быть дата, слова, фраза, фото или слайд. Появление на экране одной и той же картинки называют также зрительным лейтмотивом.

4. Прием «обнажения сцены». Широко использовался в режиссерской практике В.С.Мейерхольда.

совершенно обнаженной сцене с голыми, грязными кирпич¬ными сценами, без каких-либо декораций.

Этот прием, по мнению мастера, разрушает сценическую иллюзию жизни.

5. Перенесение сценического действия в зрительный зал.

6. Использование «живого занавеса». Этот прием хорошо себя зарекомендовал при постановке театрализованных кон¬цер¬тов, поскольку позволяет не сбавлять темпоритм програм¬мы, воспринимать единое, непрерывно развивающееся дей¬ствие на одном дыхании.

«Живой занавес» – это специально поставленный режис¬се¬ром поклон исполнителей закончившегося номера, во время которого готовится, заряжается следующий номер.