Лиотар ж.-ф. Постсовременное Состояние
Прежде всего, термин <постмодернизм» отражает состояние духовности европейского типа в наши дни, связанное с ощущением изжитости какого-то важного этапа в развитии цивилизации, изжитости «современности». Во-вторых, постмодернизм — это комплекс философских учений, так или иначе провозглашающих конец Истории, когда структурированность и упорядоченность человеческого мира будут разрушены и исчезнет само разделение на «мое» и «иное». В-третьих, это характеристика современной художественной практики, основывающейся на особом типе письма, связанном с энтропией смысла, деканонизацией материала, радикальной иронией, карнавализацией и т. д. Так или иначе многочисленные авторы, используя термин «постмодернизм», пытаются охарактеризовать сегодняшнее состояние и перспективы динамики культуры человечества.
Книга Лиотара состоит из 14 глав, связанных логикой развития и разрешения одной проблемы, Определяя предметное поле своего исследования, автор отмечает: «Это исследование имеет в качестве объекта условия познания в наиболее развитых обществах». Мы решили назвать их «постсовременные» (postmodernes). Это слово часто употребляется на американском континенте, прежде всего выходит из-под пера социологов и литературных критиков. обозначает состояние культуры после изменений, которые повлияют на правила игры в науке, литературе и искусстве, начиная с конца. ХIХ века. Указывая на проблему, которой посвящена книга, Лиотар называет основное противоречие постсовременности. Оно состоит в том, что основные (или макро-) нарративы* «современности» (эпохи, которая изжита) потеряли свою легитимирующую силу**. «Наука изначально находится в конфликте с нарративами» (les recks)… большинство из них становится не боле чем баснями, небылицами. Но если только она (мерка) не сводится к критерию полезности, а заставляет искать истину, она должна легитимировать их правила игры. Вот уж кто имеет в своем собственном статуте дискурс легитимации, так это философия. Когда её метадискурсы вновь обращаются с целью объяснения к тому иди иному макронарративу, такому как диалектика духа, герменевтика смысла, освобождение мыслящего или действующего субъекта, развитие богатства, мы решаем назвать ее «современной» …. «Таков был нарратив Просвещения, где герой познания действует во имя чистого этико-политического блага, всеобщего мира. На этом примере мы видим, что легитимируя знание с помощью метанарратива, который содержит в себе философия истории, мы воле неволей вынуждены задать себе вопрос об обоснованности тех установлений, которые управляют социальной связью. Они также требуют легитимации. Так справедливость на том же основании, что истина, оказывается приписанной к разряду макронарративов. Можно говорить о ситуации «постмодерн» как о неверии в метанарративы, разочаровании в них. Без сомнения, это неверие является следствием прогресса наук и, в свою очередь, его предполагает. Именно устарелости метанарративного обоснования легитимности, соответствует кризис метафизической философии, а также зависящего от него университетского образования. Нарративы теряют своих «действующих лиц», «великих героев», свои «опасности», «великие приключения» и «великую цель». Христианский нарратив Лиотар тоже характеризует как обносящийся к современности. Но наиболее яркое воплощение спекулятивного духа этой эпохи, по его мнению, являет философия Гегеля, которая вобрала в себя все просвещенческие нарративы: развитие Разума, прогресс свободы, освобождение человека и т.д. Предназначение нарративов гораздо шире, они обеспечивают легитимацию социальных институтов во всем их многообразии от законодательства до способов мышления. И в этом они похожи на мифы. Нарративы современности, вместе с тем, отличаются от мифов, отмечает Лиотар, в общей направленности легитимирующей аргументации. Если мифы основу легитимности фиксируют в прошлом, то нарративы — в будущем. То есть, если мифологическое обоснование построено по классическому правилу, «по прецеденту», то нарративное — по принципу «истинная идея обязательно должна осуществиться». Таким образом, смысловое единство современности задается тем, что она проект будущего. Что же происходит в постсовременной ситуации с обессилившими метанарративами? «Они рассыпаются на облака языковых элементов, причем не только нарративных, но так же и денотативных, прескритптивных, дескриптивных и т.п.; при этом Каждый из них несет с собой порождаемые спонтанно прагматические смыслы. Каждый из нас существует на перекрестке многих из этих смыслов. Языковые комбинации, которые мы формируем не являются необходимо устойчивыми и не обязательно могут давать способность коммуникабельности». …Приходящее на смену общество меньше всего утверждает антропологию ньютоновского типа ( как в свое время структурализм или теория систем), а более всего нацелено на грамматику языковых частиц. Возникает множество различных языковых игр. Таково проявление гетерогенной природы этих элементов. Они дают место образованию лишь своим внешним проявлением это, так сказать, «локальный» детерминизм». Люди, принимающие решения, пытаются, тем не менее, втискивать эти облака социального смысла в матрицы технологического толка, построенные по принципу «вход/выход», соответственно логике, которая внутренне содержит сверхъединство элементов и всеобщий детерминизм. Наша жизнь представляется им посвященной увеличению силы, мощи в любых их формах. Ее легитимация в материи социальной справедливости или научной истины вероятностно направлена на оптимизацию функционирования системы, ее эффективности. Приложение этого критерия ко всем языковым играм не может быть осуществлено без некоторого террора, мягкого или жесткого. «Будьте операциональны, так сказать, технологичны или вы исчезнете». . … «Постсовременное состояние все-таки чуждо разочарованию, «слепой» делигитимации. Где же может обитать легитимность после метанарративов? Критерий операциональности технологичен, и он не применим, чтобы судить об истине и справедливости. Тогда консенсус достигается, вероятно, через дискуссию, как это предполагал Хабермас? Но консенсус насильничает гетерогенность языковых игр. А изобретение, открытие нового всегда осуществляется через разногласие. Постмодернистское знание не является лишь инструментом власти. Оно рафинирует наше чувствование различий и усиливает нашу способность противостоять неизмеримому. Само по себе оно не находит свой смысл в гомологии знающих, но в паралогии открывателей, изобретателей» …«Интересуясь неразрешимым, границами уточнения контроля и исчисляемости, противоречивостью неполной информации, результатами языкового Разрушения («les fracta»), катастрофами, прагматическими парадоксами, постсовременная наука создает теорию своей собственной эволюции как динамики «непродолжаемой» катастрофической, неисправимой и парадоксальной. Она изменяет сам смысл слова «знать» и указывает, как это изменение возможно. Она продуцирует не столько знакомое, сколько незнакомое, И внушает модель легитимации, которая совершенно не предполагает Лучшего достижения, исполнения, но предполагает различие, включает его в себя как паралогию» Итак, по Лиотару, главная проблема культуры найти переходы между гетерогенными «языковыми играми» (les jeux de langage). Это познание, этика, экономика, политика и т.д. Проект современности был направлен на построение социокультурного единства, где все элементы должны найти свое место в органическом целом. Кстати, Хабермас, оппонируя Лиотару, отмечал, что этот проект так и остался незавершенным. Постсовременность, пишет Лиотар, начинается с гибели («Освенцима») главных метанарративов связующих гетерогенное многообразие культуры. Но это не означает, что все нарративы
исчезают. Он обращает внимание на повседневность и фиксирует, что множество микронарративов (Iеs petits гесits) продолжают плести ее ткань, создавая специфические переходы между языковыми играми (здесь его мысль движется по модели культуры кантовского типа). Они избегают участи макронарративов, так как являются «язычеcкими», не претендующими на построение единого социокультурного пространства (модель культуры гегелевского типа) и обеспечивают агонистический характер универсума языковых игр, который ориентирован не на согласие, устранение различий, консенсус, но на разногласие, паралогию. Что же происходит в этой ситуации? «Обращение к метанарративами исключено, мы не можем теперь прибегать ни к диалектике духа, ни к диалектике освобождения человечества как к удостоверению верности постмодернистского дискурса. Но мы уже можем видеть, что микронарративы остаются формой, которую приобретают воображение, открытие нового и, прежде всего, в науке .... Нарратив, таким образом, возвращается в обсуждениях легитимации, таких как открытая систематика, локальность, антиметод, — в общем во всем том, что мы объединяем под именем паралогии» <.>. «Если мы осуществляем дескрипцию научной прагматики, акцент должен быть отныне сделан на расхождении, разногласии. Консенсус — это никогда не достигаемая линия горизонта. Исследования, которые совершаются под эгидой «парадигмы» (по Куну), стремятся к тому, чтобы стабилизировать самих себя, они — эксплуатация «идей»: технологических, экономических, артистистических. Это сохраняется и сегодня. Мы поражены тем, что как всегда появляется кто-нибудь, чтобы потревожить дух «Разума». Нужно противопоставить этому мощь, которая дестабилизирует объяснительные способности и манифестирует себя посредством утверждения новых норм понимания, или, если это более предпочтительно, через предложение новых правил языковых игр в науке, которые очерчивают новое поле исследования. Если оценить это с точки зрения научного вклада, то это тот же процесс, что Том называет морфогенезом. Сам по себе он не существует без правил (те. есть некоторые классы катастроф), но его детерминация всегда локальна. Перенесенная в область научной дискуссии и помещенная во временную перспективу, эта особенность содержит в себе непредвиденность «открытий». По отношению к идеалу наглядности она является фактором формирования «непрозрачности», которая отодвигает момент достижения консенсуса на более позднее время. Это уточнение заставляет ясно осознать, что теория систем и тип легитимации, который она предлагает, не имеют никакой научной базы: ни сама по себе наука не функционирует в соответствии с системной парадигмой, принятой этой теорией; ни общество не может быть описано в соответствии с этой парадигмой в терминах современной науки. ‘.. … «Чтобы подтвердить, что она антидифференциальна, наука в своей прагматике предлагает антимодель стабильной системы. Все изложенное предназначено для сохранения такого момента, который вводит различие в то, что уже познано, аргументировано и проверяемо. Наука — это модель «открытой системы», в которой правильность выражаемого есть то, что оно дает рождение идеям, другим выражаемым и другим правилам игры. В науке не существует общего метаязыка, в котором все остальные могут быть транскрибированы и оценены. Это запрещает идентификацию в системе и, в конечном итоге, «террор» этой системы. Раскол между «принимающими решение» и «исполняющими», если он существует в научном сообществе (а он существует), принадлежит к социо-экономической сфере, но не к научной прагматике. Он является одним из главных обстоятельств развития воображения «знающих». В общем вопрос легитимации становится следующим: каково в целом соответствие между антимоделью, предлагаемой научной прагматикой, и обществом? Применима ли она к необъятным облакам языковой материи, которые формируют общества? И в этом случае, какую роль она играет с точки зрения социальной связи? достижим ли идеал открытого сообщества? Находит ли место в обществе 1 небольшая группа принимающих решение, которая избирает для общества критерий функциональности, отбрасываемый позже ради самосохранения? Или наоборот, имеет место отказ от сотрудничества этой группы с властями и переход в контркультуру с риском вымирания всякой возможности исследования? В начале исследования мы подчеркнули не только формально, но и прагматически отличие, которое разделяет разные языковые игры, а именно: денотативные (или познания) и прескриптивные (или действия). Научная прагматика сконцентрирована на денотативных выражениях, именно им она обеспечивает место в институтах познания. Но ее постмодернистское развитие на первый план ставит окончательный «факт» лишь дискурсия денотативных выражений требует правил. Но правила не есть только денотативные, а и прескриптивные выражения, лучше сказать, метапрескриптивные, чтобы избежать беспорядка (они предписывают, какими должны быть действия в языковых играх, чтобы быть приемлемыми). дифференцирующая активность или активность воображения, или паралогия в современной научной прагматике направлена на выявление этих метапрескриптивов и побуждение к тому, чтобы партнеры в качестве таковых принимали новые предложения. Легитимация этих побуждений подразумевает что они дают начало рождению новых идей. Социальная прагматика не имеет «простоты» научной прагматики. Это монстр, сформированный наслоениями классов гетероморфных высказываний (денотативных, прескритптивных, перформативных, технических, оценочных и т.д.). Нет никакого смысла полагать, что мы можем сегодня определить общие метапредписания во всех этих языковых играх, а также то, что консенсус, который царствует на некоторый момент в научном сообществе, может объять все множество предписаний, регулирующих все высказывания, которые циркулируют в сообществе. Это верно и по отношению к той вере, которая связана с закатом традиционных или «современных» нарративов легитимации (освобождение человечества, становление Идеи). В равной степени это и потеря веры в то, что (<идеология системы» одновременно может заполнять доверху своей тотализирующей претенциозностью все языковое пространство и выражать через цинизм свой критерий эффективности. По этой причине не представляется возможным ориентировать разработку проблем легитимации так, как это делает Юрген Хабермас. Он предлагает достичь универсального консенсуса посредством того, что называет дискурсом (диалогом аргументаций). в действительности это значит предположить две вещи. Первая состоит в том, что все люди, формирующие выражения, могут согласиться по поводу правил или метапредписаний, признан их годными для всех языковых игр; тогда как ясно, что все они реально гетероморфны и поднимают практические гетерогенные вопросы. Второе предположение состоит в том, что окончание диалога есть консенсус. Но мы показали, анализируя научную прагматику, что консенсус есть лишь только состояние дискуссии, но не ее окончание. Последним является в большей степени паралогия. Что исчезает вместе с этой двойной константой (гетерогенностью правил, поиском разногласий), так это вера, которая оживляет исследование Ю. Хабермаса. Это вера в то, что человечество как коллективный (универсальный) субъект желает своего общего освобождения посредством урегулирования «ударов», допускаемых во всех языковых играх, и что легитимность некоторых высказываний состоит во вкладе в это освобождение. Дискурс в аргументации Ю. Хабермаса есть последнее препятствие, противопоставленное теории стабильной системы. Причина хороша, но аргументы таковыми не являются. Консенсус стал устаревшей и подозрительной ценностью. Вот уж что не является им, так это справедливость. Таким образом, необходимо обратиться к идее и практике справедливости, которые не должны быть связаны с идеей и практикой консенсуса. Узнавание гетероморфностii языковых игр первый шаг в этом направлении. Очевидно, что оно внутренне содержит отречение от террора, который предполагает и пытается реализовать его изоморфно. Второй шаг — это утверждение, что если консенсус есть для правил, которые определяют каждую игру и удары., которые в ней наносятся, то этот консенсус должен стать локальным, так сказать, достигающим только современных партнеров и подверженным возможному аннулированию. Тогда будем двигаться в направлении умножения конечных метааргументаций, мы хотим сказать, в направлении умножения ограниченных в пространстве и времени метапрескриптивов. Эта ориентация соответствует эволюции в наши дни социальных взаимодействий, когда временный договор фактически вытесняет беспрерывное образование, обучение в областях профессиональных, эмоциональных, сексуальных, культурных, семейных, интернациональных. Эволюция есть, конечно, двусмысленность:
система покровительствует временному договору по причине его наибольшей гибкости наименьших издержек и «вскипания» мотиваций, которые ему сопутствуют, то есть всех факторов, содействующих лучшей действенности. Нужно радоваться, что тенденция к временному соглашению должна быть двусмысленна: она не принадлежит только к конечной цели системы, но эта последняя ее допускает, и она указывает в своей глубине на другую конечную цель. Это познание языковых игр как таковых и решимость взять на себя ответственность за их правила и за их последствия, главным среди последних тогда становится то, что признает действенность принятия первых. Это исследование паралогии.
______________________________________________________________________
* Наррация (или повествование, рассказ, сказ) – подоснова иерархии языков культуры, она говорит как бы от имени истины (прим. пер.). ** Легитимация — показ того, что явление культуры существует естественно, «на законных основаниях» (прим. пер.).
Цит. по: Культурология / пер. и коммент. Н. Ефремова. — Ростов н/Д, 1995.
- Сибирский государственный
- Предисловие
- Раздел I: программа курса Цели и задачи курса.
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 3. Учебный и тематический план:
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии (4 часа)
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Тема 3. Историческая типология культуры. Культурные
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1: Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
- 1.1. Предмет исследования культурологии
- 1.2. Методы культурологического познания
- 1.2.1. Герменевтика
- 1.2.2. Онтологический системно-структурный метод теории познания (гносеологии) культуры
- 1.3. Культура как многоуровневая система. Универсальность культуры в конкретных формах её проявления.
- 1.3.1.Пространственные и временные конструкции культуры
- 1.3.2. Структура культуры
- 1.3.3. Функции культуры
- 1.3.4. Элементы культуры
- 1.3.5. Языки культуры
- 1.4. Цивилизация и культура
- 1.5. Культура и природа
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 2: Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии: основные зарубежные и российские теории культуры.
- Концепция культуры и. Г. Гердера
- 2.2. Культурологическая концепция ф. Ницше
- 2.3. Философия культуры о. Шпенглера, её влияние на культурологию
- 2.4. Культурологические взгляды Альфреда Вебера
- 2.5. Культурологическое учение Макса Вебера
- 2.6. Культурфилософская концепция э. Гуссерля
- 2.7. Концепция культуры к. Ясперса
- 2.8. Психологическая интерпретация культуры: концепция з. Фрейда
- 2.9. Культурологические идеи к. Г. Юнга
- 2.10. Концепция «круговорота локальных цивилизаций» а. Тойнби
- 2.11. Структуралистские исследования культуры
- 2.12. Постструктуралистские исследования культуры
- 2.13. Основы культурологической концепции а. Швейцера
- 2.14. Марксистская концепция культуры
- 2.15. Информационные модели культуры
- 2.16. Западноевропейские концепции игровой культуры
- 2.17. Место и роль России в диалоге культур
- 2.18. Концепция культурно-исторических типов н. Я. Данилевского
- 2.19. Концепция культурных суперсистем п. А. Сорокина
- Контрольные вопросы и задания.
- Тема 3: Типология культур. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет, характер.
- 3.1. Типология культур
- 3.2. Основной культурный код и его частные производные
- 3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура
- 3.4. Культурный архетип, менталитет и национальный характер
- 3.5. Миф как культурная форма и культурный код
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 4: Материальная и духовная культура.
- 4.1. Материальная культура.
- 4.2. Категории материальной культуры
- 4.3. Духовная культура
- 4.3.1. Культурные нормы
- 4.3.2. Место и роль морали в культуре
- 4.3.3. Аномия в культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 5: Субкультуры и их специфика.
- 5.1. Специфика сельской и городской субкультур
- 5.2. Специфика субъектов культуры
- 5.3. Элитарная и массовая культуры
- 5.4. Молодёжная субкультура
- 5. Раскройте содержание понятия «специализированная культура»?
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.
- 6.1.Культурная динамика
- 6.2. Время как формообразующий фактор культуры
- 6.3. Школа как феномен культуры
- 6.4. Профессионально-организационная культура.
- 6.5. Искусство как вид культуры
- 6.6. Возникновение искусства
- 6.7. Виды искусства
- 6.8. Социальные функции искусства
- 6.9. Наука и искусство
- 6.10. Особенности современной культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- 37. Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- 38.Там же. Азия-Ближний Восток-Африка-Америка-Австралия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Раздел III: хрестоматия
- Часть 1: Культурологические взгляды теоретиков
- Вебер м. Избранные произведения
- Кассирер э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры
- Глава хi. Заключение и выводы.
- § 112. Универсалии истории
- § 113. Культурные паттерны и развитие культуры
- Лиотар ж.-ф. Постсовременное Состояние
- Ницше ф. О пользе и вреде истории для жизни
- Человеческое слишком человеческое
- К генеалогии морали
- Ницше ф. Так говорил Заратустра
- Тайлор э.Б. Первобытная культура
- Тойнби а. Постижение истории
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии
- Фрейд з.Неудовлетворенность культурой.
- 1. Феномен культуры, общая характеристика
- Фромм э. Иметь или быть? Большие надежды, их крах и новые альтернативы. Конец иллюзии
- Почему Большие Надежды потерпели крах?
- Комментарий
- Хайдеггер м. Время и бытие в чем состоит человечность человека? Она покоится в его сущности.
- Хейзинга й. Homo Ludens
- Хейзинга й. IV. Основные условия культуры
- Хейзинга й. В тени завтрашнего дня
- Шпенглер о. Закат Европы
- Шпенглер о. Проблема всемирной истории физиогномика и систематика
- Шубарт в. Европа и душа Востока Противоречие между Западом и Востоком как проблема культуры
- Юнг к. Г. Архетип и символ
- Ясперс к. Смысл и назначение истории
- 2. Какие события непосредственно вели к началу истории?
- 1. Осевое время
- 1. Характеристика осевого времени
- У. Осевое время и его последствия
- 1. Структурирование мировой истории осевым временем
- 2. Мировая история после прорыва осевого времени
- Часть 2. Культурологические концепции представителей российской науки Бердяев н.А. О рабстве и свободе человека
- О культуре
- Вернадский в.И. Несколько слов о ноосфере.
- Данилевский н. Я. Россия и Европа
- Замышляев в. И. Культурологическая экспертиза глобализма
- Каган м.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы
- Лихачев д.С. Письма о добром и прекрасном
- Малиновский б. К. Функциональный анализ
- Iу. Первые подступы к функционализму
- У. Узаконенные единицы культурного анализа
- Раздел IV: методические указания
- 1.2. Общие требования к контрольной работе
- 1.3. Основные этапы работы
- 1.4. Требования к техническому оформлению
- 1.5. Оформление научно-справочного аппарата
- 1.6. Устная защита контрольной работы
- Заключение
- 1.7. Библиографический список
- 2. Тематика контрольных работ
- Тема 1: Культурология как наука.
- Тема 2: Истоки культурологии
- Тема 3: Концепция культуры в философской и научной мысли 20 века.
- Тема 4: История и теория формирования смысла понятия «культура».
- Тема 5: Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии.
- Тема 6: Категории культурологии. Менталитет, ментальность.
- Тема 7: «Культурная картина мира», как категория культурологии:
- Тема 8: Этнос и национальная культура.
- Тема 9: Генезис культуры.
- Тема 10: Природа и культура.
- Тема 11: Сущность культуры. Социальный аспект.
- Тема 12: Мир человека как культура.
- Тема 13: Язык и символы культуры.
- Тема 14: Ценностная природа культуры.
- Тема 15: Преемственность в развитии культуры.
- Тема 16: Проблемы типологии культуры.
- Тема 17: Динамика культуры.
- Тема 18: Кризис культуры как феномен культурного развития.
- Тема 19: Прогресс и регресс в культурном развитии.
- Тема 20: Элитарная и демократическая культура.
- Тема 21: Мифология как компонент культуры.
- Тема 22: Античная культура. Наука в системе культуры.
- Тема 23: Гуманизм как основное содержание культуры эпохи Возрождения.
- Тема 24. Культура славяно-русов Киевской и Новгородской Руси.
- Тема 25: Россия и Сибирь.
- Тема 26: Экология и культура.
- Тема 27: Техника и культура.
- Тема 29: Культура средневековой Руси
- Тема 30: Художественное и бытовое творчество на Руси в 15-17 веках
- Тема 31: Литература и образование в России 18 века
- Тема 32: Искусство в России 19 века.
- Тема 33: Тенденции развития культуры в России начала 20 века.
- Тема 34: Сравнительный анализ содержания тенденций развития советской и российской (на рубеже 2-3 тысячелетий) культуры: киноискусства и литературы.
- Тема 35: Сравнительный анализ влияния технической эстетики, производственной культуры на этно- и социо- культуру советского и российского гражданина
- 3. Тесты для проверки остаточных знаний
- Вопросы к зачёту
- Библиографический список (по учебному курсу «Культурология») Справочный и монографий
- Он же. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. М., 1988. №1. Хрестоматий
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- По истории зарубежной культуры Основной
- Античность, как тип культуры
- Дополнительная
- По истории отечественной культуры
- Цаплин, м.Н. Всемирная история цивилизаций. Хронологические таблицы. Древний мир-Европа-Россия. Спб.: «Северо-Запад», 2006.
- Дополнительный
- Словарь культурологических терминов
- Приложение 1
- Глава 2._______________________________________________________________
- Всеобщая декларация прав человека
- Всеобщая декларация прав человека
- С о д е р ж а н и е
- Раздел I: программа курса 7
- Раздел II: теоретические основы культурологии
- Тема 1. Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы
- Тема 2. Проблема «Восток» и «Запад» в культурологии:
- Тема 3. Типы и коды культур. Культурный архетип, менталитет,
- Тема 4. Материальная и духовная культура. 119
- Тема 5. Виды, формы, субъекты культуры и их специфика.
- Тема 6. Основные формы и механизмы социализации
- Раздел III: хрестоматия по теоретическим основам
- Часть 1. Культурологические взгляды теоретиков зарубежных
- Часть 2. Культурологические концепции представителей
- Раздел IV: методические рекомендации к самостоятельному
- Библиографический список 347