40.Книжная миниатюра в искусстве средневековья.
Книжная миниатюра занимает особое место среди других жанров и видов средневекового искусства. Архитектурная форма раннего христианского храма наследует римской базилике, фреска – достаточно последовательно развивается из настенных росписей античных светских зданий. Расцвет же миниатюры тесно связан с книгой в современном понимании слова, то есть с блоком листов собранных под одной обложкой. Искусство книги, как большинство жанров искусства средневековой эпохи, связано главным образом, конечно, с религией. Книга должна была играть роль проповедника, нести людям слово Божие.
Но вместе с тем это было искусство “не для всех”: во-первых, как уже упоминалось, большинство населения в Средние века было неграмотным, а во-вторых, даже самая скромно оформленная книга стоила целого состояния. Таким образом, довольно быстро обладание драгоценными изданиями стало престижным, и знатные люди — короли, герцоги, служители церкви — заказывали для себя кодексы не только в просветительских целях. Книжную миниатюру можно поставить в первый ряд памятников изобразительного искусства Средних веков. Создавались книги в монастырях и занималось этим несколько различных специалистов. Иллюминированные рукописи возникли ещё в античное время, но особое распространение получили в эпоху раннего Средневековья. Важнейшую роль в становлении романской книжной миниатюры сыграла ирландская школа иллюминирования.
Искусство книжной миниатюры романской эпохи особенно значимо, потому что по нему можно изучать историю изобразительного искусства Средних веков.
В готический период растущее значение новых общественных группировок, рост духовной и материальной культуры, развитие позитивных знаний сильно расширяли круг тех, кого должна была обслужить иллюстрированная книга, и к прежним её потребителям присоединяется ряд новых — верхние слои бюргерства, представители научных дисциплин, находившие приют под сенью основывавшихся университетов, университетская молодёжь.
Монастырские скриптории, ещё игравшие заметную роль в начале 13 века, к моменту расцвета миниатюры в середине того же столетия, сходят со сцены, уступая место светским мастерским, находящимся в городе и организующимся в производственные цехи с дифференциацией труда (каллиграфы, орнаментисты, иллюстраторы и т. п.).
Обслуживая, по преимуществу, светского потребителя, готическая миниатюра приобретает ряд новых черт. В ней усиливается реалистическое начало, сперва в деталях и отдельных мотивах, а затем и в общей концепции. Одновременно с тем уделялось исключительное внимание и декоративной стороне оформления рукописей. Богатство и гармоничность построения страниц, где текст, инициал и иллюстрация достигли органического слияния, составляют крупнейшее достижение книги готического периода.
Большие французские хроники (11-15 вв) времена каролингов и меровингов (коронация Карла 6; возвращение Изабелла, королевы Англии на родину во Францию)
- 1. Теории происхождения искусства.
- 2. Классификация искусств.
- 3. Станковое и монументальное искусство.
- 4. Виды изобразительного искусства.
- 5. Скульптура как вид искусства.
- 6. Первобытное и традиционное искусство.
- 7. Жанры изобразительного искусства.
- 8.Синтез искусств.
- 9. Первобытное искусство. Периодизация и основные произведения
- 10. Наскальное искусство
- 11. Мегалитические сооружения.
- 12. Периодизация культуры Египта. Формирование характерных черт египетского стиля.
- 13. Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве.
- 15. Художественный синтез в искусстве древнего Египта.
- 16. Развитие монументальной скульптуры Древнего Египта.
- 17. Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства.
- 18. Искусство времени Ахетатона (небосклон/горизонт Атона)
- 19. Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения.
- 21. Кносский дворец
- 22. Архаическое искусство. Создание ордерной системы.
- 23. Чернофигурная и краснофигурная древнегреческая вазопись.
- 24. Греческая скульптура классического периода.
- 25. Искусство Греции 5– 4 вв. До н. Э. Создание классического художественного стиля.
- 26. Сооружения Акрополя и их скульптурное убранство. Синтез скульптуры и архитектуры.
- 27. Два направления развития скульптуры классического периода Древней Греции (Скопас. Пракситель).
- 28. Индивидуализация образа, психологизм (Лисипп), и идеализация образа (Леохар).
- 29. Искусство Эллинизма – конец 4 –1 вв. До н. Э. Общая характеристика. Основные произведения
- 30. Пергамская школа.
- 31. Этрусское искусство. Общая характеристика. Основные произведения.
- 32. Характерные черты римского искусства. Общая характеристика. Основные произведения.
- 33. Искусство Рима республиканского периода 5–1 вв. До н. Э. Влияние этрусского и греческого искусства.
- 34. Искусство римской империи.
- 35. Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма.
- 36. Искусство Западной Европы VII – X вв.
- 37. Романский стиль в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения.
- 38. Проблема синтеза искусств в Романской архитектуре.
- 39. Готика в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения
- 40.Книжная миниатюра в искусстве средневековья.
- 41. Готика во Франции. Характер синтеза искусств.
- 42. Витраж в искусстве Готики
- 43. Периодизация византийского искусства. Основные произведения.
- 44. Символика храма. Храмовое пространство и его декоративное оформление
- 45. Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения.
- 46. Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве
- 47. Влияние исихазма на икону Византии и Др. Руси.
- 48. Монументальная живопись Древней Руси
- 49. Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде и Полоцке.
- 50. Искусство Древней Руси периода феодальной раздробленности. Формирование местных школ зодчества и иконописи.
- 51. Искусство Полоцкого княжества
- 52. Архитектурные школы XII в. На территории Беларуси. Общая характеристика.
- 53.Композиция, символика, худ. Особенности высокого иконостаса
- 54. Образ Матери Божией в иконописи.
- 55. Творчество Феофана Грека.
- 56. Творчество Андрея Рублева. 15-ый век
- 57. «Троица» Андрея Рублёва
- 58. Творчество Дионисия.
- 59. Искусство Италии доренессанского периода.
- 60. Этапы развития итальянского искусства эпохи Возрождения. Основные произведения.
- 61.Проторенессанс (13-14вв)
- 62. Творчество Джотто.
- 63.Сиенская живописная школа.
- 64.Флорентийская живописная школа 15 в.
- 65. Раннее возрождение 15 в. Общая характеристика. Основные произведения.
- 66. Творчество Сандро Боттичелли.
- 67.Творчество Андреа Мантенья. (1431-1506)
- 68. Искусство Флоренции 2 пол. XV в. Творчество Мазаччо.
- 69.Пьеро делла Франческа. Разработка проблем колористики и световоздушной перспективы в его творчестве.
- 70. Высокое возрождение.
- 71.Образ мадонны в искусстве Ренессанса.
- 72.Архитектура эпохи возрождения. Общая хар-ка. Основные произведения.
- 73.Скульптура эпохи Возрождения.
- 74. Творчество Леонардо да Винчи.
- 75. “Тайная вечеря” Леонардо
- 76.Творчество Рафаэля Санти
- 77. Станцы Рафаэля.
- 78. Творчество Микеланджело.
- 79. Микельанджело-скульптор.
- 80. Росписи Сикстинской капеллы Микеланджело.
- 81. Сравнительная хар-ка образа Давида (Донателло, Вероккьо, Микельанджело).
- 82. Венецианская школа живописи
- 83. Творчество Джорджоне.
- 84. Творчество Тициана.
- 85.Северное возрождение. Общая характеристика. Основные произведения.
- 86. Характерные особенности ренессанса Нидерландов
- 87. Гентский алтарь братьев Ван Эйк.
- 88. Творчество Босха.
- 89. Творчество Питера Брейгеля
- 90. Характерные особенности ренессанса Германии
- 91. Творчество Дюрера.
- 92. Характерные черты французской культуры XV – XVI
- 93. Творчество Эль Греко